СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ДЕТЕКТИВ КАК ЧАСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ ДЕТЕКТИВ КАК ЧАСТЬ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Согласно проведенных исследований детекти́в (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю) - литературный жанр, произведения которого описывают процесс исследования загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки. Обычно в качестве такого происшествия выступает преступление, и детектив описывает его расследование и определение виновных, в таком случае конфликт строится на столкновении справедливости с беззаконием, завершающимся победой справедливости.

Современный российский детектив в 1990-е - начале 2000-х бурно развивается и становится самым массовым жанром, привлекающим разнообразную читающую публику.

Если детектив традиционно рассматривается как игра, в которой участвуют автор, герой и читатель, то женский детектив - прежде всего игра издателя с читателем.

Творчество Д. Донцовой - это вещь без сущности, в нем нет ни идей, ни конфликтов, ни подлинной иронии или трагедии[1].

Герои произведений Д. Донцовой - люди, которые по отдельности значат что-то свое, мелкое и неинтересное, а вместе не могут создать ничего кроме шума.

Д. Донцова всегда строит сюжет экстенсивно, то есть вширь. Сюжет у неё разветвлен, но движение к развязке исключительно линейно: от детали к детали, без тупиковых путей. Также сюжет обычно распараллелен надвое: одновременно с поисками преступника следователь на глазах читателей проживает жизнь современного обывателя. Все сюжетное движение держится исключительно на глаголах материального действия: пошел, пришел, поехал, сообразил. То обстоятельство, что автор живет в том же мире, что и читатель, и дышит тем же, что и он, воздухом, закономерно ложится в основу социальной гравитации, которая удерживает читательский интерес на орбите авторской фантазии.

Рисуемый Донцовой мир никак не преображен и не переосмыслен и в лучшем случае он просто очищен от серьезности. Это «докультурный, зачаточный реализм»[2], причем интересующийся только самой примитивной его стороной и, соответственно, неспособный к комплексному взгляду на мир.

Развитие детского детектива идёт в общем русле детективной литературы.

Разновидностей детективных историй достаточно много: детективы бытовые и исторические, мистические («страшилки») и сказочные (их герои - персонажи русского фольклора).

Однотипность конфликта во всех детективных историях диктует однотипность героев. Детектив становится серийным - на единый стержень (им является образ сыщика, постоянный и неизменный) нанизывается бесконечное число преступлений и расследований.

Каждая деталь, упоминаемая в детективной повести, либо приближает к разрешению загадки, либо, наоборот, уводит от неё. Композиционное деление на части фиксирует этапы поиска, который всё больше усложняется к концу произведения.

В литературе для детей за дело правосудия берётся ребёнок или подросток, который, подражая великим мастерам сыска, выслеживает преступника. Само расследование преступления во многом похоже на детскую игру в прятки или поиск сокровищ. Ощущение игры поддерживается и тем, что юный сыщик действует, как правило, не один, а в компании своих ровесников. На примере «сыскного братства» пропагандируются идеи дружбы и взаимопомощи, традиционные для детской литературы. В герое-сыщике всё равно остаются претензии на явное лидерство - у него есть дар к логическим рассуждениям, тонким наблюдениям и гениальным догадкам.

Во всех преступлениях авторы детектива видят проявление извечных человеческих пороков, которые уравнивают бедных и богатых, знаменитых и безызвестных. И в этом смысле детектив можно смело прописать по ведомству «нравственной» литературы с её идеями равенства всех перед предписаниями морали.

[1] Сиротин С. Картина мира по Донцовой / С. Сиротин // Континент. - 2008. - № 3- С. 461

[2] Сиротин С. Картина мира по Донцовой. С. 487

Просмотров работы: 51