Говоря о православной культуре, мы представляем ее как совокупностью духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной христианской религии. А этот компонент немыслим без чтения Библии, житий святых, без изучения церковного богослужения, без совершения домашней молитвы. Выяснить в какой мере эти компоненты культуры воспроизводятся современниками, позиционирующими себя православными, - задача проведенного в рамках реализации проекта «Литургическое слово в русской литературе» (по Федеральной целевой программе) опроса среди 333 человек различных возрастных групп и профессий в период с 15 мая по 1 июня 2010 года.
Общее количество баллов, которое набрали участники опроса по всем блокам, составляет 6737,2, то есть в среднем каждый из участников опроса смог набрать около 20,2 балла. Учитывая, что максимальное количество баллов, которое возможно было получить, выполнив все задания опроса, составляет 78, можно говорить об очень низком уровне знакомства современных людей с православной культурой.
В первом блоке опрашиваемым были предложены задания тестового характера, направленные на выявление знания населением богослужебного круга с его праздниками и основными песнопениями. Низкие показатели среди людей более старшего возраста можно было бы объяснить тем, что они воспитывались в период, когда православные основы русской культуры подрывались, искажались, во времена запретов и умалчиваний. Однако и современные молодые люди, хотя и имеют широкие возможности для знакомства с православной культурой, мало знакомы с той её частью, которая непосредственно связана с церковным Богослужением.
Второй блок призван выяснить в какой мере населением воспроизводятся в речи библейские фразеологизмы, выявить степень грамотности и - как следствие, уровень «грамматики восприятия» (по Лотману) всего языка, всей культуры. Показатели несколько выше у опрашиваемых старшей возрастной группы. Возможно, это свидетельствует о том, что данный элемент культуры в большей мере впитан ими от более старшего поколения, для которого данные фразеологизмы, местоимения, слова были естественным элементом речи. А вот предать его молодому поколению удалось в меньшей степени.
Задания третьего блока показывали степень осознанности главных событий Миротворного круга, церковного искусства. Обработка результатов показала, что население старшего поколения могут назвать больше праздников, относящихся к двунадесятым. Однако задание определить основание группировки этих праздников (переходящие/непереходящие, богородичные/господские) - оставалось, как правило, невыполненным.
В четвёртом блоке участникам предлагалось рассказать о любимом празднике. Но в полученных ответах вообще не фигурировали церковные праздники, которые отмечают важнейшие события в жизни православного христианина. Однако и о гражданских, светских праздниках практически ничего не рассказано. Таким образом, можно говорить о том, что сегодняшний человек не просто отказался от праздников, традиционных для православной культуры, перейдя к гражданским, а он утратил ощущение праздника вообще.
В пятом блоке нужно было определить, какие добродетели противопоставляются указанным грехам, и назвать те из них, которые присущи русскому человеку. Участники не только не называли добродетели, но и не пытались обозначить хотя бы положительные качества характера человека, которые можно было бы противопоставить перечисленным в задании грехам. Всё это свидетельствует о том, что для современного человека постепенно утрачивается категория положительного, а грех зачастую не осознаётся таковым.
Таким образом, можно говорить о том, что в значительной степени население России мало знакомо со своей традиционной культурой, базирующейся на православии. Результаты опроса явно свидетельствуют о том, что современный человек весьма далёк от православия с его традициями, с его «кодами восприятия» произведений православного искусства. Современная школа не прививает ни знаний, ни доминант, ни вообще концептов отечественной духовной культуры в произведениях русской литературы. И следствием этого, очевидно, может являться только непонимание исконной русской культуры и её утрата.
Говоря о «кодах восприятия», мы основываемся на том, что именно изучение произведений отечественной словесности формирует владение языком культуры. Очевидно, к сожалению, что это не происходит. Неосознанное бытование в сакральном пространстве, пользование единственно развлекательной функцией культуры, не включает человека в освященную Традицией культурную среду.