ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ГЕРОЕВ В «КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ» В.Т. ШАЛАМОВА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ ГЕРОЕВ В «КОЛЫМСКИХ РАССКАЗАХ» В.Т. ШАЛАМОВА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Варлам Тихонович Шаламов в «Колымских рассказах» стремится показать события или поведение людей с разных сторон, но не анализирует «душу» своих героев. Как прожектором, выхватывает он из темноты лагерной жизни событие, не стараясь его объяснить, или даже понять. Ибо жизнь в лагере иррациональна. Это, по выражению заключенных, «страна чудес», где происходят вещи непонятные и необъяснимые для людей, живущих вне лагеря.

Лагерь поглотил всякое иное существование и для людей все то, что было за лагерными стенами, казалось несбыточным, практически исчезнувшим из памяти. Он подчинил все и вся безжалостному диктату своих тюремных правил, его чудовищность давила и уничтожала все человеческое в людях.

Уголовники и начальство - это две жестокие силы, нашедшие свое место в лагерном мире. Шаламов показывает вереницу уголовников - убивающих за свитер или для того, чтобы не ехать в лагерь и остаться в тюрьме и т.д. Так, например, в рассказе «Заклинатель змей» Сенечка-блатарь подчиняет себе Шнайдера, бывшего капитана дальнего плавания, просвещенного и веселого человека, который опускается до положения чесальщика пяток. Рядом показана галерея начальников различных уровней - от полковника Гаранина, подписывающего списки расстрелянных, до садиста инженера Киселева, собственноручно ломающего кости заключенным. «За любое, самое невинное замечание в адрес Сталина - расстрел. Промолчать, когда кричат «ура» Сталину,- тоже достаточно для расстрела» («Как это началось»).

Но самыми жестокими испытанием для людей, приводящими к смерти и моральной и физической, были голод и труд. У Шаламова почти нет рассказов, в которых не говорилось бы о еде. Голодали во всех советских лагерях, но редко где сочетание тяжелейшего труда, холода и недостатка пищи принимало такой убийственный характер, как на Колыме. «Он не ест селедку. Он её лижет, лижет, и хвостик мало-помалу исчезает из пальцев» («Хлеб»).

В рассказах множество неприглядных реалистичных описаний, где показано, как человек грызет «грязную, толстую, чуть размягчившуюся кожу по кусочку», как заживают цинговые язвы, как вытекает гной из обмороженных пальцев и как при этом у большинства героев остается в душе, как отметил Н.Л. Лейдерман, чувство злобы, тотальной ожесточенности на весь белый свет, слепая вражда к самой жизни, что является уже смертью моральной, смертью духовной.

На другой же стороне душевных состояний героев стоит другое чувство, которое называют способностью к состраданию. Оно проявляется, например, в  рассказе «Апостол Павел», когда ожесточенные судьбой и отчужденные друг от друга борьбой за выживание зеки сжигают письмо и заявление единственной дочери старого столяра с отречением от своего отца. Подобные поступки предстают как высокочеловечные. Но чаще в рассказах предстают все-таки герои, не сплоченные ради какого-то поступка, идеи, а герои одиночки, так как в самых тяжелых испытаниях, в настоящей нужде, в условиях, находящихся «по ту сторону добра и зла» человек остается один, наедине с самим собой.

Самыми же просветленными и стойкими оказываются в «Колымских рассказах» те герои, которые проходят все психические состояния, осваивая постепенно и будто заново всю шкалу человеческих чувств - от чувства злобы, до чувства слова, до способности вновь мыслить. Именно им приходит ответ на извечный вопрос «Почему?», именно они осознают все то, что происходит в стране, именно они нравственно побеждают тоталитарный режим, так как ему не удалось обмануть человека и скрыть от него истинные корни зла. Такие, как майор Пугачев, плотник Иван Иванович и др. сами выбирают каким способом бросить протест власти.
Просмотров работы: 55