ВОЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВОЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА В СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В конце 30-х гг. в Советской стране полностью возобладал тоталитаризм. Его формированию, утверждению сталинизма как единственно верной доктрины коммунистического созидания во многом способствовала публицистика. Всей своей деятельностью она содействовала проведению авторитарной идеологии, идеологической подготовке населения к предстоящей войне. В предвоенные годы воздействие прессы на массы усилилось. В эти годы продолжался процесс дифференциации печати, расширения ее многонациональной структуры.

Усилия советской публицистики были направлены на укрепление оборонной мощи страны. Начавшаяся Великая Отечественная война потребовала перестройки печати на военный лад.

Проблематика советской публицистики периода Великой Отечественной войны чрезвычайно многообразна. Но центральными оставались несколько тематических направлений: освещение военного положения страны и боевых действий Советской Армии; всесторонний показ героизма и мужества советских людей на фронте и в тылу у врага; тема единства фронта и тыла; характеристика военных действий Советской Армии на территориях европейских стран, освобождаемых от фашистской оккупации, и Германии.

Публицистика периода Великой Отечественной войны не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества. Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению - средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине.

Индивидуальное восприятие окружающей действительности, непосредственные впечатления сочетались в их творчестве с реальной жизнью, с глубиной переживаемых человеком событий. Алексей Толстой, Николай Тихонов, Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Константин Симонов, Борис Горбатов и другие писатели-публицисты создали произведения, несущие огромный заряд патриотизма, веры в нашу победу. Голос советской публицистики эпохи Великой Отечественной войны достигал особой силы, когда главной темой ее произведений становилась тема Родины.

Публицистику войны можно представить себе как письма писателя, которые он считал нужным публиковать, письма, обращённые к народу. У Горбатова были статьи, написанные в форме своеобразных писем, на примере публицистики В. Вишневского мы видим неповторимый характер таких обращений к читателю. Это же подтверждает и опыт других больших художников слова, многое увидевших своими глазами, подолгу живших на переднем крае рядом со своими героями.

Статьи И. Эренбурга "О ненависти", "Оправдание ненависти", "Киев", "Одесса", "Харьков" и другие вытравляли из сознания советских людей благодушие, обостряли чувство ненависти к врагу. Достигалось это за счет исключительной конкретности.

Главной задачей писателя было дать оружие борющемуся народу. Статьи тех лет неотрывны от самого времени, есть в них и преходящее, но нет отступлений от человеческих идеалов, от веры в победу человечности.

Осмысляя исторический опыт народа, наша военная проза поднимает важные нравственные проблемы. Она не выглядит как исторические сочинения, обращена к современности, показывает человека, раскрывшего лучшие черты в нечеловеческих испытаниях. Читая повести и романы о войне, новое поколение людей думает над вопросами, всегда волновавшими человечество: о смысле жизни, смелости и трусости, героизме и предательстве. Видимо, это современное звучание военной темы обусловило не только публицистичность книг о войне, но и прямое вторжение публицистики во многие повести и романы.
Просмотров работы: 213