Понятие «нефтепродукты» трактуют как в техническом, так и в аналитическом значении. С технической точки зрения нефтепродукты (НП) - это товарные сырые нефти, прошедшие первичную подготовку на промысле и продукты переработки нефти. В аналитическом смысле нефтепродукты - это неполярные и малополярные соединения, растворимые в гексане. Под аналитическое определение попадают практически все растворители и смазочные масла, топливо, но не подпадают тяжелые смолы, асфальтены нефтей и битумов [6].
Один из самых распространенных методов определения НП в почвах - ИК-спектроскопия (ИКС). ИКС - метод основан на том, что НП рассматривают как сумму неполярных и малополярных соединений, алифатических, ациклических и ароматических углеводородов. Их отделяют экстракцией различными растворителями и хроматографией на приборе «Флюорат»[1].
Среди почвоведов самый популярный способ определения органического углерода почвы - метод И. В. Тюрина в различных модификациях. В его основе окисление органических соединений почвы бихроматом калия в присутствии серной кислоты. Условность метода заключается в том, что бихромат калия реагирует только с органическим углеродом. Таким образом, заведомо программируется ошибка, которая особенно велика в почвах, содержащих хлориды и катионы железа [2]. Кроме того, известно, что и сам процесс окисления органического углерода не может быть равным 100 %, особенно если он происходит в почве [2].
Для решения поставленной задачи нами было выбрано в черте Волгограда три объекта различной социальной значимости: санитарно-защитная зона (СЗЗ) ОАО «ХИМПРОМ», удаленная на один километр от завода. Учитывая, что городские почвы подвергаются мощному антропогенному прессу, нами был выбран участок целины, расположенный в 30 км от города на территории учебный научно-производственный центр (УНПЦ) «Горная поляна», полигон научной деятельности Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии». Следующим объектом послужил почвенный покров Пахотиной балки. Она имеет статус ботанического памятника природы с 1985 г, расположена в черте Волгограда. Это крупный массив байрачного леса, на восточном склоне Ергеней. Обоснование выбора объектов исследования, морфологические характеристики почв изложены нами ранее [5].
Содержание нефтепродуктов в почве (значение органического углерода) определяли по методике ГОСТ Р 51797-2001 путем экстракции н-гексаном на приборе «Флюорат 02 - 3М ЛЮМЭКС», в соответствии с ПНД Ф 14.1: 2.5 - 95, РД 52.2 4.476 - 95. Долю органического углерода устанавливали, используя метод окисления по И. В. Тюрину [2].Результаты анализа полученных данных четко выявляют зависимость: при определении углерода по методу И. В. Тюрина получены более низкие значения, чем на приборе «Флюорат-02-3М Люмекс». Очевидно, что окисление с бихроматом калия ведет к большим потерям при определении, чем на приборе «Флюорат».
В верхнем горизонте светло-каштановой почвы (0-5 см) СЗЗ ОАО ХИМПРОМ концентрация органического углерода составила 2,62, в лугово-каштановой почве Пахотиной балки - 1,76, а, в светло-каштановой почве УНПЦ «Горная поляна» на целине - 0,78 % (Флюорат). По методу И. В Тюрина, соответственно 1,78, 0,65 и 0,38 %. Полученные значения свидетельствуют о малогумусности почв и соответствуют зональным величинам накопления органического углерода в почвах [2].
Очевидно, что более объективным методом определения органического углерода в почвах, загрязненных поллютантами органического происхождения является его определения на приборе «Флюорат».
Литература:
1. СанПиН 42-128-4433-87 "Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почве".
2. Химический анализ почв / О. Г. Растворова [и др.]. - СПб. Изд. СПб. ун-та. 1995. - 264 с.
3. Околелова, А.А. Провинциальные особенности гумусовго режима почв Волгоградской области/ Околелова А.А.. Егорова Г.С. Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса. Наука и высшее образование.- 2010. № 2. - с.42-50.
4. Околелова, А.А. Расчет доли гумуса по результатам определения углерода органических соединений в почве / А.А. Околелова, Н.Г. Кокорина // Земледелие. -2010 -№ 1. -с. 73-74.
5. Спиридонова, И.В. Динамика изменения валовых форм тяжелых металлов в почвах Волгограда. /Спиридонова И.В.. Околелова А.А.. Кокорина Н.Г.. Иванова А.С. Плодородие. - 2010. - № 4.- с.42-43.
6. Хаустов А.П.. Редина М.М. ООС при добыче нефти. М. дло. 2006. - 552 с.