Сострадание и милосердие является основополагающей категорией в теории социальной работы. Во взаимоотношениях присутствует не только клиент и социальный работник, но и человек страждущий, страдающий, ждущий помощи и понимания; и человек помогающий, милосердный, готовый принять роль спасителя и проявить любовь к ближнему.
XX век принес понимание того, что не только социальные причины порождают страдания людей, но и весь окружающий мир становится причиной «всеобщего характера страданий» (Э. Фромм).
Мир с его природными и социальными катаклизмами непосредственно или опосредованно влияет на человека, вызывает разные чувства и отклики в его душе, в том числе и страдания. Общество, развиваясь, перестраивая свои формы, вторгается в жизнь людей насилием, формы и проявления которого различны. Социум несет опасности социального рабства, насильственные попытки перестроить жизнь людей: войны, революции, международный терроризм, влекущие голод, нищету, а за ними страдания множества людей.
Следует отметить и опасности, несущие нам природным и техногенным миром. Разнообразие и множество таких опасностей привело к необходимости изучения мира опасностей (ноксосферы) и возникновению науки об опасностях - ноксосферы. Ноксосфера включает в себя естественные (природные) опасности; опасности стихийных явлений; антропогенные опасности; антропогенно-техногенные опасности.
Все эти опасности уносят тысячи жизней, оставляют людей без крова и имущества и порождают страдания людей. «Всеобщий характер страдания» подсказывает человеку достойный выход. Как отмечают многие философы и писатели, страдающий человек находит утешение в человеческой солидарности: он может облегчить собственные страдания, испытывая сострадание к другим. Поэтому Ф.М. Достоевский считал сострадание главнейшим и, может быть, единственным законом всего человечества, а Н.А. Бердяев писал, что новая этика должна поставить сострадание в один ряд со свободой и творчеством.
Таким образом, философский анализ феномена сострадания показывает, что сострадание не только интимное внутреннее человеческое чувство. По мере усложнения человеческого общества сострадание вышло за рамки индивидуального чувства и в социально-философском контексте выступило как «общечеловеческий принцип построения общественных отношений, непреходящая ценность и важнейший элемент государственной институции социума» (В.П.Старостин) [2].
Сострадание от сочувствия чужому горю переходит в желание помочь. При этом происходит изменение моральной ценности сострадания от внутреннего сопереживания страдания другого к индивидуальному поступку, к активному, деятельностному состраданию.
Более того, сострадание выходит за рамки индивидуальных помыслов и поступков, и выходит на общечеловеческий уровень. Оно становится принципом построения общественных отношений. Сострадание и благотворительность выступают уже общественной деятельностью, социальной работой, происходит институализация социальной работы.
Наше исследование приводит к выводу о том, что сострадание является непреходящей ценностью и важнейшим элементом государственной институции социума. Оно обеспечивает стабильное функционирование общества как гармоничной системы, обладающей сострадательностью и обогащающей сознание и самосознание каждого человека как части общности.
Литература
1.Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1999. - С. 3.
2. Старостин В.П. Сострадание как социально-философский феномен. / Автореф. канд. дисс. 2008. - 28 с.