В связи с концептуальным сдвигом от классической к постнеклассической эстетике возникает проблема наличия во внутреннем мире человека, его эстетическом опыте, в его творчестве и креативности «виртуальной» (возможной, вероятной, воображаемой) реальности. Новая постановка и решение этой проблемы требует:
- осмысления существенного трансформирования искусства, дизайна, творчества, которые в ХХ в. прошли путь от классики через авангард, модернизм, постмодернизм к арт-практикам сетей;
- изменения представлений о самой виртуальной реальности.
На наш взгляд, острота проблемы реальности в дискурсе современной философии во многом связана с «непрочитанностью» и вследствие этого с нереализованностью проекта включения гуманитарного познания дизайна в структуру эпистемологии и создания «новой эпистемологии», органически вписанной в философию культуры, берущей свое начало в неокантианстве.
Такая постановка проблемы требует креативное измерение проблемы реальности. По мысли И.Т. Касавина, «всякое творческое познание рождает виртуальные миры, создает предпосылки создания и существования культурных объектов вообще. Современный интерес к виртуалистике имеет очевидную теоретико-познавательную природу, поскольку связан с методами расширения горизонта сознания, использование которых является предпосылкой порождения всякого объекта культуры» [1].
Рассмотрению проблемы креативного измерения виртуальной реальности в современном дизайне и посвящено наше исследование.
В настоящее время происходит становление новой мировоззренческой парадигмы глобальной креативности [2]. Понимание природы креативности и творчества в истории философии всегда связывалось с предпосылкой и импульсом, объяснением субстанции и механизмов творческой активности.
Механизмы творчества проявлялись в таких способностях человека, как интуиция, воображение, фантазия. На природу творчества существовало два взгляда, две концепции. Одна концепция в основе творчества видела Разум (Декарт, Кант, Гуссерль), а другая, противоположная концепция противопоставляла творчество разуму и логике, видела в них знак божественного откровения и благодати (Святой Августин, Шопенгауэр, Жильсон).
В настоящее время возникла концепция глобальной креативности, которая в центр внимания ставит целеполагающую деятельность субъекта как стадию глобальных телеологических процессов универсума. Тогда «творчество есть фундаментальный процесс спонтанного трансцендирования потенций и виртуальностей, перманентного расширения поля возможностей универсума. Все существующие материальные, семиотические и идеальные структуры выступают как определенные продукты (события) креативных процессов. Их прошлое, наличное и будущее бытие зависит в конечном счете от различной направленности и форм реализации потенциалов креативности», - пишет В.А. Яковлев [2].
Новая мировоззренческая парадигма глобальной креативности хорошо коррелируется с фундаментальными принципами современного естествознания. Интенсивно развивающаяся на современном этапе синергетика подтверждает идею глобальной креативности в конкретнонаучном аспекте. Она раскрывает механизм креативности в эволюции диссипативных структур, которыми являются структуры творчества.
Таким образом, дизайн, искусство и другие сферы культуры создают образно-символический мир, который представляет собой «спонтанное трансцендирование потенций и виртуальностей», своеобразный космос виртуальных миров, каждый из которых реализуется только в акте эстетического восприятия конкретного произведения дизайна или искусства конкретным человеком.
Литература
1. Kacaвин И. Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. М.: СПб., 2000. - С. 21.
2. Яковлев В.А.. Философские принципы креативности. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №5. 1999. - С. 98-103.