КРЕАТИВНОСТЬ ДИЗАЙНА В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

КРЕАТИВНОСТЬ ДИЗАЙНА В КОНТЕКСТЕ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема креативности дизайна приобретает новый смысл в связи с трактовкой специфики творчества, связанной с виртуальной реальностью. Философское осмысление и решение этой проблемы невозможно без теснейшей связи гуманитарных наук, искусства и дизайна. Направления общей проблематизации и исследовательского поиска позволяет надеяться на содержательность и плодотворность диалога по проблеме креативности дизайна.

Таким магистральным направлением поиска становится новый смысл «виртуальной» реальности. Виртуальная» реальность обычно понимается как возможная, вероятная, воображаемая. В сфере искусства и эстетического опыта она классифицируется В.В. Бычковым и Н.Б. Маньковской как: «естественная виртуальность; искусство как виртуальная реальность - весь образно-символический мир, создаваемый искусством; паравиртуальная реальность; протовиртуальная реальность; виртуальная реальность» [1, с. 36].

Проблема виртуальной реальности в творчестве и искусстве изучается виртуальной психологией творчества. По мнению А.В. Юхвида в психологии «принципиальное отличие виртуального подхода от традиционного заключается в утверждении, что есть ряд психических событий, которые порождаются в процессе функционирования психического механизма» [2].

Виртуальная психология рассматривает необычные, непривычные, редко возникающие состояния психики и самоощущений, выводящие человека за пределы обыденных психических состояний. К ним относятся виртуал и гратуал. Виртуал - состояние позитивного типа, а гратуал - негативного. Их примерами являются инсайт, экстаз, мобилизация психики в экстремальных ситуациях, острое горе и т.п. Такие состояния внезапно возникают и изменяют статус сознания, личности, воли, телесности. Они всегда спонтанны, фрагментарны, объективны. При этом человек захватывается этим состоянием. Возникает практическая задача актуализации или нейтрализации виртуальных состояний психики. Разработка методов такой деятельности составляет задачу практической виртуальной психологии - «аретейи» (от греч. синонима латинского virtus).

Современная философия, в свою очередь, рассматривается как «генератор» возможных миров. «Ее удел - это третья модальность, мир возможного» (М. Эпштейн) [3, с. 59].

Такое же осмысление и решение креативного измерения проблемы реальности необходимо в дизайн-образовании, в образовании в целом. Если цель педагогической системы - воспитание творческих личностей, то классический подход, ориентирующий ученика на мир действительности, для нее не приемлем. Для этого и сама педагогика должна быть творческой.

Базовой стратегией образования в XXI веке должна стать стратегия формирования и развития системно-креативного мышления. А.В. Шевырёв, М.Н Романчук отмечают, что «формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на организацию и переработку знаний, сколько на их порождение. <> Сегодня становится важнее правильно думать, чем много знать: «Воображение важнее знания» (А. Эйнштейн)».

В заключении отметим, что концептуальная разработка проблемы виртуальной реальности имеет междисциплинарный характер, тесно связана с основами человеческого существования и имеет место во всех сферах жизни людей. Она открывает огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей. Виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, обеспечат формирование системно-креативного творческого мышления.

Литература:

1. В.В.Бычков. Виртуальная реальность как феномен современного искусства / В.В.Бычков, Н.Б.Маньковская. // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН/ - 2006.- С. 32-60.

2. Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. // URL: http://www.yukhvid.narod.ru/Doklad_Ekaterinburg.htm.

3. Эпштейн М К философии возможного. Введение в посткритическую эпоху / Эпштейн М // Вопросы философии. - 1999. - № 6. - С. 59.

Просмотров работы: 9