В настоящее время виртуальная реальность интенсивно изучается, причем с позиций различных дисциплин и, соответственно, имеет множество ракурсов осмысления. Такое рассмотрение феномена виртуальной реальности требует системного подхода к выявлению его инвариантного смысла. Стремительное распространение выражений, содержащих слово «виртуальный», вносит большую путаницу в рассмотрение виртуальной реальности, традиционно связываемой с применением современной электронной техники.
В творчестве и связанных с ним сферах дизайна и искусства существует иной смысл «виртуальной» реальности. Вопрос о наличии такого смысла сегодня ставится и решается совершенно по-новому [1]. Это связано с радикальным изменением представлений о самой виртуальной реальности. «Всякое творческое познание рождает виртуальные миры, создает предпосылки создания и существования культурных объектов вообще. Современный интерес к виртуалистике имеет очевидную теоретико-познавательную природу, поскольку связан с методами расширения горизонта сознания, использование которых является предпосылкой порождения всякого объекта культуры» (И.Т. Касавин) [2, с. 21].
В связи с этим возникает актуальная необходимость изучения комплекса виртуальных феноменов в сфере современного эстетического опыта в контексте творчества и креативности. Многоаспектность проблемы требует ее междисциплинарного решения. Так современная философия понимается уже как «генератор» возможных миров. «Ее удел - это третья модальность, мир возможного. <...> Философия до сих пор старалась объяснить или изменить мир, тогда как собственное ее дело - умножать возможные миры» (М. Эпштейн) [2, с. 59].
Таким образом, осмысление виртуальной реальности становится базовым принципом многих обновленных гуманитарных теорий, а также соответствующего научного подхода. Целью данного исследования является реконструкция творческого аспекта рассмотрения виртуальной реальности.
В творческом процессе человека возникают виртуальные образы. Они позволяют в виртуале зримо, явственно воспроизводить различные ситуации прошлого, настоящего, будущего. Человек может представлять образы предметов, явлений, с которыми раньше не встречался - новую реальность, новые наглядные образы не только материального мира, но и нематериального: новые концепции, теории, системы и т.п.
Именно в виртуале разворачивается творческий замысел, творческая лаборатория, в которой возникают, развиваются и синтезируется все образы и образная информация. Именно в этой лаборатории не только отражается окружающий мир, но и происходит его конструирование в новые ранее несуществующие виртуальные миры, которые и создают, в конечном счете, внутренний духовный мир человека - творца, а также внешний художественный мир. А.В. Юхвид говорит о внутреннем экране человека, который он использует в творческих поисках для создания виртуального и консуетального образов [3].
Таким образом, виртуальный подход дает новые представления о творчестве, которые позволяют не только продвинуть научное изучение творческих состояний, но и разработать технологии обучения творчеству.
Литература
1. В.В.Бычков. Виртуальная реальность как феномен современного искусства / В.В. Бычков, Н.Б. Маньковская. // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН/ - 2006.- С. 32-60.
2. Kacaвин И.Т. Традиции и интерпретации: Фрагменты исторической эпистемологии. М., СПб.: 2000. - С. 21.
3. Юхвид А.В. Философские проблемы виртуальной реальности в творчестве, искусстве и образовании. // URL: http://www.yukhvid.narod.ru/Doklad_Ekaterinburg.htm.