ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В КОНТИНУУМЕ ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В КОНТИНУУМЕ ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Произведения дизайна - это объекты, удовлетворяющие не только материальные потребности людей, но и эстетические ценности. Эстетическая ценность входит в общую систему ценностей, в которой живет человек, и которая определяет его деятельность. Человек находится в окружении ценностей, в своего рода «ценностной среде» или «ценностном поле», в котором все вещи обретают значимость человеческую, социальную или общественную.

Несмотря на то, что философы издавна интересуются этими вопросами, на современном этапе сетевой цивилизации проблема ценностей выходит на передний план. Ценность остается одной из самых «загадочных» категорий в философии и аксиологии. В сферу исследовательских интересов аксиологии попадает довольно широкий круг вопросов: сущность и природа ценностей, их генезис и классификация, иерархия ценностей, их место в жизни человека и общества, ориентация в мире ценностей, оценка и т.д. Поскольку эстетическая ценность является в дизайне, творчестве, искусстве оной из наиважнейших, ее философский анализ и выступил как одна из базовых составляющих нашего исследования.

Осуществляемое в процессе и посредством деятельности человека определения той или иной системы ценностей в конкретные предметы, образующие окружающее пространство человека, делает обоснованным отнесение аксиологического рассмотрения самых различных феноменов этого пространства к областям дизайнерской деятельности.

В этом плане актуальной представляется попытка, предпринятая в данном исследовании, построить сетевую концепцию эстетики дизайна в аксиологическом аспекте, которую можно использовать как в философии, так и в онтологии культуры в качестве методологического концепта.

Автор выдвигает гипотезу о том, что классическая парадигмальная концепция эстетики дизайна не соответствует современному миру, российской культуре. Адекватному отражению мира и человека соответствует ценностный подход к эстетике дизайна. Соответственно объектом исследования становится становление эстетики дизайна, взятое под аксиологическим углом зрения.

Предметом исследования становится специфика конструкта эстетики дизайна, который должен наполниться не только новым теоретическим и концептуальным, мировоззренческим знанием, но и преодолеть его уязвимость со стороны гуманистических критериев, ценностей и идеалов техногенного мира, в котором преобладает перекос в сторону технократичности, классической рациональности структур культуры и дизайна.

О степени разработанности проблемы приходится говорить в разных смыслах, т.к. данная работа затрагивает довольно широкий круг проблем. Но преимущественно наше внимание сосредоточено на аспекте становления современного эстетики и задачах, которые предъявляет ей эпоха сетевой цивилизации, имеющая специфику кризисности, переходности, нелинейности. Весь этот круг проблем затрагивался многими авторами, но в комплексе все эти проблемы не анализировались. Именно в этом и заключается главная задача данной работы.

Сегодня в философии и других общественных науках, в том числе и в эстетике, появились работы, в которых исследован аксиологический подход к изучаемым явлениям человеческой жизни и культуры (О. Г. Дробницкого, Л. А. Зеленова, М. С. Кветного, В: А. Ядова, В. П. Тугаринова, и других). За рубежом, исследованием ценностного осмысления красоты и искусства в эстетике, занимаются в США, в Великобритании, в Польше (оно рассматривалось в работах Р. Ингардена, С. Моравского, Б. Дземидока).

Концепция эстетического может быть положена в основание дальнейших исследований проблемы взаимосвязи философии, дизайна, дизайн-образования, а также при решении задач создания неклассической философии дизайна. Результаты исследования позволят глубже понять смысл виртуализации современного творчества, синергии познавательных и эстетических компонентов.

Просмотров работы: 23