Несмотря на то, что философы издавна интересуются этими вопросами, на современном этапе сетевой цивилизации проблема ценностей выходит на передний план. Ценность остается одной из самых «загадочных» категорий в философии и аксиологии. В сферу исследовательских интересов аксиологии попадает довольно широкий круг вопросов: сущность и природа ценностей, их генезис и классификация, иерархия ценностей, их место в жизни человека и общества, ориентация в мире ценностей, оценка и т.д. Поскольку эстетическая ценность является в дизайне, творчестве, искусстве оной из наиважнейших, ее философский анализ и выступил как одна из базовых составляющих нашего исследования.
Осуществляемое в процессе и посредством деятельности человека определения той или иной системы ценностей в конкретные предметы, образующие окружающее пространство человека, делает обоснованным отнесение аксиологического рассмотрения самых различных феноменов этого пространства к областям дизайнерской деятельности.
В этом плане актуальной представляется попытка, предпринятая в данном исследовании, построить сетевую концепцию эстетики дизайна в аксиологическом аспекте, которую можно использовать как в философии, так и в онтологии культуры в качестве методологического концепта.
Автор выдвигает гипотезу о том, что классическая парадигмальная концепция эстетики дизайна не соответствует современному миру, российской культуре. Адекватному отражению мира и человека соответствует ценностный подход к эстетике дизайна. Соответственно объектом исследования становится становление эстетики дизайна, взятое под аксиологическим углом зрения.
Предметом исследования становится специфика конструкта эстетики дизайна, который должен наполниться не только новым теоретическим и концептуальным, мировоззренческим знанием, но и преодолеть его уязвимость со стороны гуманистических критериев, ценностей и идеалов техногенного мира, в котором преобладает перекос в сторону технократичности, классической рациональности структур культуры и дизайна.
О степени разработанности проблемы приходится говорить в разных смыслах, т.к. данная работа затрагивает довольно широкий круг проблем. Но преимущественно наше внимание сосредоточено на аспекте становления современного эстетики и задачах, которые предъявляет ей эпоха сетевой цивилизации, имеющая специфику кризисности, переходности, нелинейности. Весь этот круг проблем затрагивался многими авторами, но в комплексе все эти проблемы не анализировались. Именно в этом и заключается главная задача данной работы.
Сегодня в философии и других общественных науках, в том числе и в эстетике, появились работы, в которых исследован аксиологический подход к изучаемым явлениям человеческой жизни и культуры (О. Г. Дробницкого, Л. А. Зеленова, М. С. Кветного, В: А. Ядова, В. П. Тугаринова, и других). За рубежом, исследованием ценностного осмысления красоты и искусства в эстетике, занимаются в США, в Великобритании, в Польше (оно рассматривалось в работах Р. Ингардена, С. Моравского, Б. Дземидока).
Концепция эстетического может быть положена в основание дальнейших исследований проблемы взаимосвязи философии, дизайна, дизайн-образования, а также при решении задач создания неклассической философии дизайна. Результаты исследования позволят глубже понять смысл виртуализации современного творчества, синергии познавательных и эстетических компонентов.