Проблема качества образования постоянно привлекает к себе внимание исследователей - и отечественных, и зарубежных. Непрерывно предпринимающиеся на протяжении последних десятилетий попытки реформировать отечественную систему образования имеют, в основном, ситуативный характер. Долговременная продуманная стратегия за этими преобразованиями не просматривается, что и неудивительно, поскольку реформы не сопровождаются мировоззренческим, философским осмыслением проблем образования, порождаемых «вызовами» современного динамичного, кризисного и противоречивого мира. Финансовые, управленческие, организационные проблемы современного российского образования нередко оттесняют на второй план проблемы качества образования в эпоху постсовременности.
Данный круг проблем связан с проблемой повышения качества образования как повышение степени его адекватности закономерностям развивающегося мира. Говоря о качестве образования, следует обратить внимание на понимание кризиса системы образования как кризиса адекватности, который проявляется в отставании института образования от требований, предъявляемых к нему ходом мирового развития. Главная задача - наметить пути подхода к формированию системы качества образования в России, в основе которого лежит доктрина образования и концепция нового качества образования.
Главным приоритетом образовательной политики в России является «политика качества».
Качество образования отражает, в большой степени, качество человека. По словам русского философа Карсавина: «Качествование - есть момент личности и сама личность, но в связи с иным». В связи с этим качество человека не только результат педагогической деятельности, но и результат всей культуры России. Качество бытия человека, определяемое спецификой цивилизации, историческими условиями ее генезиса, определяет качество человека. Поэтому качество человека в России отражает специфику России как самостоятельной общинной, евразийской цивилизации. «Он создан русской культурой и русской философией: это холистический, целостный человек, с синтетическим типом мышления, обладающий «цельным знанием» (Вл. Соловьев), всесторонне, гармонично развитый, универсально-творческий человек, «корневой человек» (по П. А. Флоренскому), укоренный в русской - российской культуре, в своих «предках», человек-патриот, государственная личность (К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев, Ф. М. Достоевский), человек, способный к самопожертвованию, соборный, коллективистский человек. Предприимчивость, энергетизм личности, ее деятельностное начало формируются в пространстве «общего дела» (по Н. Ф. Федорову) на принципах коллективизма, солидарности, кооперации».
Таким образом, задача качества образования едва ли может быть решена без обращения к историческому опыту русской культуры, русских религиозных мыслителей. Неизбежное следствие этого опыта - встающий все чаще вопрос о возможности выживания русской культуры, в том числе и образования, в новом тысячелетии. Когда в мире воцаряется хаос, необходимо искать пути, позволяющие преодолеть разразившийся кризис, необходимо обращаться к учениям, способным одухотворить человеческую деятельность, способным содействовать духовному восхождению человека.
В такой ситуации возникает необходимость обратиться к опыту русской религиозной философии, осознать ее особую роль в мировом историко-философском процессе, ее значение в деле возрождения тех фундаментальных ценностей, которые могли бы стать приоритетными для современной России. Без духовного возрождения общества любые реформы будут обречены в лучшем случае на неудачу. В этом отношении и следует говорить о творческих задачах русской религиозной философии, о том, что ее идеи и концепции представляют собой не только осмысление прошлого, но обращены будущему России.