Многие исследователи видят проблему формирования единого образовательного пространства в том, что «оно не может быть создано административно, а может только вырасти, самоорганизоваться. <> Подобное соотношение возможно лишь в сетевом взаимодействии» [2].
В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века испанский социолог Мануэль Кастельс провозгласил новый тип общества, которое назвал сетевым. Сетевое общество стремительно охватывает весь мир, расширяя его до глобальной деревни (М. Маклюэн) и изменяя принципы функционирования нашего общества. Существование разных сетей - торговых, информационных, политических, а также всеобщей сети Интернета как «распространенной на весь мир паутины» - и включение в них человека изменяет наш образ мира и наш образ жизни.
«Мы называем сетью такое сплетение нитей, которое имеет множество узлов. <> Это форма организации в такое сообщество, такую систему, в которой нет верха и низа, нет центра и периферии, нет главного и второстепенного, нет магистрального маршрута и маргинального маршрута, где одно пересекается с другим по причудливой логике, которая постоянно развивается и меняется. Двигаясь по одной из линий, вы понимаете, что в каждый момент вы можете пойти направо, налево или продолжить путь до следующего узла» [4].
Сетевая модель общества позволяет оказаться от жесткого управления с помощью иерархических структур и перейти к мягкому управлению с помощью сетей. Управление такой сетевой системой является высшей формой управления в современном обществе.
Эффективность сетевой системы организации образования, необходимость мягкого сетевого управления отмечается министром образования и науки РФ А. Фурсенко: «сегодня эффективна сетевая система. Эта система основана на центрах совершенства, должна управляться сетевым образом и не подчиняться приказам из одного центра. Сегодня нужно координировать, а не командовать» [5].
Возникает вопрос, почему именно сеть представляет высшую и самую эффективную форму организации. Сеть дает открытый и эффективный доступ к новым ресурсам - идеям, информации, знаниям, программам, методикам и технологиям обучения, что делает ненужным владение и капитализацию традиционных ресурсов. Эффективное участие в сетевом взаимодействии между всеми участниками сети увеличивает нематериальные активы, способствует повышению качества образования и конкурентноспособности.
Важными для целей образования особенностями сетей является их саморазвитие и новые формы коммуникации, несущие новое качество образования. Во всемирной Декларации о высшем образовании ЮНЕСКО (Париж, 5-9 января 1998 г.) записано: « Качество в сфере высшего образования является многомерной концепцией <> В настоящее время ощущается необходимость в новом видении и парадигме высшего образования, которое должно быть ориентированно на учащихся. Для достижения этой цели необходимо переработать учебные программы, с тем, чтобы не ограничиваться простым когнитивным освоением дисциплин; они должны включать в себя овладение навыками, компетентностью; и умениями в области коммуникации, творческого и критического анализа, независимого мышления и коллективного труда в многокультурном контексте» [6].
Литература:
1. Капустин В.С. Сетевые взаимодействия в высшем профессиональном негосударственном образовании как путь к инновационной модернизации российской высшей школы и повышению конкурентоспособности негосударственного сектора образования// http://spkurdyumov.narod.ru/kkapustin.htm
2. Там же.
3. Дугин А. Сетевое общество и его враги / Профиль, № 3 (559) от 28.01.2008. //http://www.profile.ru/items/?item=25222
4. Там же.
5. Фурсенко А. Стратегия России. №10, 2007. - С. 43.
6. Всемирная декларации о высшем образовании ЮНЕСКО (Париж, 5-9 января 1998 г.) / Вестник Российского философского общества». 1 (45), 2008. - С. 78.