Сетевое общество идет на смену обществу индустриальному. Оно обещает в корне изменить наши представления о пространстве и времени. Общество, складывающееся на рубеже веков и тысячелетий, называется сетевым далеко не потому, что его существование обеспечено новыми информационными технологиями. Трансформируются экономика, труд и занятость, культура, политика, государственные институты - и, в конечном счете, пространство и время [2].
В современную эпоху формирования «сетевой» цивилизации проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. Традиционная система образования испытывает серьезные трудности, суть которых заключается в том, что она перестала отвечать реальным требованиям современного человека. Традиционное образование статично, дисциплинарно разграничено, система хранения информации - закрытая. В век информатизации общества современное образование должно ответить на вызов новых каналов и форм распространения знания и модернизироваться в соответствии с новыми требованиями. При этом мощнейшим средством перепрограммирования общества на постмодернистских основаниях, безусловно, становятся новые информационные технологии и средства, в частности - сети, включая сеть Интернет.
А. Дугин определяет сеть таким образом: «Сеть само по себе понятие очень важное. Нам кажется, что мы знаем, что такое сеть, однако обычное представление о ней имеет очень технологический характер. Мы называем сетью такое сплетение нитей, которое имеет множество узлов. По сути, когда мы представляем настоящую сеть, мы не видим ее начала и конца, не видим ее середины, ее верха или низа. И это очень интересное свойство. Все, что организовано таким образом или напоминает это, является сетью» [3].
Н.В. Громыко характеризует «всемирную паутину» Интернет как феномен: «Интернет - это квинтэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно: войдя в Интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике»[4].
С нарастающим распространением сети Интернет стирается грань между знанием и информацией. Учащийся, лавируя в сети, получает необходимую информацию, которая лишает его мыслительной и творческой деятельности. Зачем напрягаться и совершать новые открытия, если можно воспользоваться Интернетом, в котором преобладает информация по всем интересующим вопросам.
Таким образом, пришло время для формирования новых направлений развития образования, которые бы удовлетворяли современным требованиям «сетевого» общества, но не перечеркивали бы грань между профессиональным образованием и свободной информацией.
Исходя из выше сказанного одним из основных направлений развития современного образования становится:
- подготовка современного специалиста обязательно должна включать в себя подготовку в области информационно-телекоммуникационных сетей;
- формирование готовности осуществлять профессиональную деятельность в Интернет, который и составляет информационную инфраструктуру информационного или сетевого общества;
- формирование у будущих специалистов опыта в диалоговом общении не только в сети, но и в реальной жизни.
Литература:
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура /// Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
3. Дугин А. Сетевое общество и его враги // Политика, М.: 2008, №3 - С. 59.
2. Кастельс М., Ключ к богатству - сила сети // http://www.htls.ru/journal/24/10.htm
4. Громыко Н.В. Интернет, постмодернизм и современное образование // Кентавр, 2001, № 27 .- С. 55.