КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАНОНАУКИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК КОГНИТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НАНОНАУКИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
За последние 10 лет наноиндустрия и приближение эры нанотехнологий широко внедрилось в наше сознание и претворяется в нашу жизнь. Яркое тому подтверждение - перемещение внимания к нанотехнологиям из области чисто научных интересов в область государственных приоритетов. Появление нанопродуктов и нанобиотехнологий в жизни человека сыграют не меньшую роль, чем в свое время сыграли электрификация, появление двигателя внутреннего сгорания и повсеместная компьютеризация.

В настоящее время интенсивно развивается техническая сторона наноиндустрии, но при этом возникает комплекс когнитивных и антропологических проблем, связанных с коммуникативной проблемой коэволюции человека и создаваемой им «второй природы», проблемой трансформативной антропологии, проблемой «суррогатной» онтологии, проблемой управления рисками в условиях растущего осознавания нелинейности, сложностности, синергийности современного мира.

Однако философско-методологическое осмысление процесса становления нанотехнологий как особого системного комплекса знаний, моделей, инструментов требует специфических знаний и навыков креативной междисциплинарной работы специалистов в разных областях знания. «Философ, который ничего не понимает в современной нанофизике, нанохимии, нанобиологии, наномедицине, наноэлектронике, едва ли способен сказать что-нибудь существенное относительно животрепещущих этических проблем, даже в том случае, если он овладел всей этической традицией от Платона до Шелера» (Витторио Хесле).

В связи с этим развитие наноиндустрии, нанотехнологий, нанонауки, наносистем и их широкое внедрение во все сферы бытия человека ставит перед исследователями принципиально новые классы конвергентных задач и конвергентных технологий, для решения которых необходимо дальнейшее развитие науки, техники, образования.

Сегодня у нас уже есть веские основания полагать, что становление нанотехнологий возможно только в контексте их синергийной конвергенции с информационными технологиями, биотехнологиями и когнитивными науками, что уже в недалеком будущем станет одним из ключевых факторов в развитии нашей цивилизации.

Однако в высокоинтегрированной инновационной социокультурной среде необходимо включение вышеуказанной модели конвергенции в еще более широкий социокультурный контекст - социальный и антропологический. В связи с этим актуальной является разработка синтетических когнитивных технологий конвергенции и взаимоувязывания естественнонаучных, инженерных и социокультурных оснований наноиндустрии, что и является целью нашего исследования. Такая технология позволит преодолеть существующие разрывы и «островной» характер представлений наноиндустрии, что является актуальным как с практической, так и с теоретической точки зрения.

Исследование конвергенции как результата когнитивной деятельности субъекта, его ментальности в рамках когнитивных наук позволяет охарактеризовать ее как технологию сходимости различных систем, развивающихся в одном направлении, решающем аналогичные задачи. Конвергенция опирается на отдельные системы, в качестве которых могут выступать отдельные области наук, отдельные технологии и т.п. Она конструирует взаимосвязь мышления, отражающего взаимодействие отдельных систем друг с другом. При этом возникает их синергетическое взаимодействие, которое создает новый эффект, новое целостное представление о мире, новое знание, новый результат познания, как внешнего мира, так и внутреннего мира самого субъекта, изменяющий механизмы когнитивных процессов и свойства ментальных пространств субъекта, которые формируют создаваемые им образы.

Отличительными особенностями конвергенции как когнитивной технологии являются:

- сближающее интенсивное взаимодействие между различными сферами (научными и технологическими) вплоть до слияния в единую научно-технологическую область знания;

- эвристический синергетический эффект;

- возможность сближения многообразных предметных областей мира от атомарного уровня материи до разумных систем;

- качественный рост возможностей человека за счет его технологической перестройки вплоть до возникновения нового этапа эволюции человека.

Просмотров работы: 1