М. Самойлова, рассматривая сегодняшний вариант деинституционализации детей-сирот, считает, что он предполагает вывод большинства воспитанников из учреждений, замещающие семьи, а также улучшение социальной ситуации развития в условиях учреждения для тех детей, которые по каким- либо причинам не смогут воспитываться в семье. Это требует разработки и внедрения новых технологий психологической помощи детям, остающимся в институциональной системе воспитания.
В последние два года в особенности комплектования детских домов и школ- интернатов стало позднее выявление детей в асоциальной среде и направление их в образовательные учреждения на полное государственное обеспечение без соответствующего их возрасту уровня образования. Эти дети отличаются педагогической запущенностью, имеют длительный перерыв в учебе, а также имеют проблемы задержки в психическом развитии. Зачастую они пополняют категорию «бегунков» [1].
Как мы полагаем, большинство семей не готовы принять к себе таких «проблемных» детей. Их отказ связан со страхом, что приемный ребенок может разрушить быт и традиции членов семьи, что из-за него могут возникнуть конфликты в семье и школе, что он будет плохо влиять на родных детей. При этом семьи, конечно, не знают, где и от кого они смогут получить квалифицированную профессиональную помощь, не веря в то, что государственные органы будут оказывать им необходимую помощь и поддержку.
Еще одной немаловажной причиной отказа является высокая стоимость содержания, обучения и воспитания ребенка в России, когда относительно высокий уровень дохода не покрывает необходимых затрат. Каждая семья, отказавшаяся от приема ребенка-сироты, считает, что ей не хватает средств на содержание собственных детей. Поэтому, несмотря на достаточный уровень дохода, содержание еще и приемного ребенка для части семей становится невыполнимой задачей.
Большое внимание изучению социальных проблем приемной семьи и детей-сирот отводит исследователь Е. Байер. В ходе своего исследования она выявила несформированность в России информационного поля в области семейного жизнеустройства. Опрос населения подвел ее к мысли , что абсолютное большинство населения не имеет достаточной информации о том, как можно принять детей в семью. Особой проблемой являются не информированность населения по поводу относительно новых форм устройства детей, таких как патронатное воспитание и семейная воспитательная группа [2].
По мнению Е. Байер, деинституолизация предполагает существенное сокращение численности детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; перепрофилирование детских домов, в частности, в службы сопровождения, и создание условий проживания, воспитания и образования, приближенных к семейным.
Далее, автор утверждает, что защита прав детей-сирот на уровне социальных учреждений, органов власти, законодательства осуществляется далеко не в полной мере. Кризис семьи усугубляет эту проблему. Об этом сообщается в докладе Уполномоченного по правам человека в РФ за 2007 год, опубликованном 14 марта [2].
«В сегодняшней России наблюдается кризис института семьи, - констатируется в докладе, - ослаб ее воспитательный потенциал, разрушаются нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших от жестокости родителей, психологического, физического и сексуального насилия. Огромное количество детей, живущих в неблагополучных семьях, пополняют ряды безнадзорных и беспризорных, употребляют алкоголь и наркотики. Нарушенная система семейных отношений порождает и другую группу проблем: уход детей из дома, формирование асоциальных объединений, агрессивное и жестокое поведение несовершеннолетних, что создает предпосылки для роста детской преступности и проституции, для участия детей в деятельности экстремистских и сомнительных культовых организаций разного толка» [3].
В настоящее время инструменты регулирования государством положения в неблагополучных семьях ограничены. Единственный способ правового воздействия - изъятие ребенка из семьи. Но это увеличивает количество детей, оставшихся без попечения родителей. «Судьба детей без семьи трагична, а их права, в том числе и те, которые они могли бы реализовать, став взрослыми, нарушены или находятся под угрозой», - говорится в докладе [3].
Напомним, что в 2007 году Министерством образования и науки Российской Федерации принят ряд существенных мер для облегчения устройства детей, лишенных родительского попечения, в семьи. В том числе, идет реформирование нормативного сопровождения семейного обустройства детей-сирот, значительно увеличены федеральные расходы на выплаты единовременных пособий при всех формах семейного устройства детей-сирот, а также на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, на оплату труда приемному родителю. Число детей в приемных семьях увеличилось в целом по стране больше чем в два раза, сообщил Андрей Фурсенко на коллегии министерства, посвященной итогам года. Численность детей, переданных на семейные формы устройства, в 2007 году составила 120 тысяч [1].
Однако в докладе Уполномоченного отмечается, что в прошлом году системных мер для того, чтобы затормозить приток детей в интернатные учреждения, предпринято не было. Это могло бы положительно сказаться на сокращении их общей численности в перспективе. Ежегодно в интернаты поступает не менее 100 тысяч детей, многие из которых оказались «социальными сиротами» при живых родителях. В конце 2007 года, по сведениям докладчика, в них проживало около 200 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [3].
Среди других проблем в докладе называется отсутствие закона о семейном детском доме и о приемной семье, не принятых на момент подписания доклада. Видимо поэтому, в настоящее время в России всего лишь 368 семейных детских домов. Законопроект об опеке и попечительстве в конце отчетного года был принят Госдумой в первом чтении. Однако, по замечанию Уполномоченного, рекомендации Правительства РФ и мнения представителей неправительственных организаций, занимающихся защитой прав ребенка, не были учтены. Вне законопроекта остались такие понятия, как социальный патронат неблагополучных семей и патронатное воспитание детей-сирот [3].
Мы убеждены, что социальная защита детей-сирот - это одна из наиболее актуальных и острых проблем современного общества. Помогут решить проблему сиротства
- усиление гражданской позиции по отношению к детям, лишенных родительской опеки в обществе,
- развитие института социальной работы, создание эффективной системы помощи семьи, подготовка грамотных специалистов для соответствующих служб,
- обеспечение условий для интеграции детей с особенностями развития в общество, создание службы по интеграции в общество выпускников интернатов,
- создание эффективного института профессиональной замещающей семьи.
Особо следует отметить дефицит специалистов в областях социальной работы, семейной психологии и психотерапии, которые практически не развивались в нашей стране до перестройки. Решение этих проблем требует участия всех уровней государственной администрации, общественных организаций, а также различных профессионалов и граждан России. [4]
Сегодня, на наш взгляд, важно реализовать идеи А.С. Макаренко: создавать при детских домах и школах-интернатах свои малые мастерские с обязательной реализацией собственной продукции. Мы думаем, что необходимо учитывать и экономические вопросы содержания детей в государственных учреждениях. Государство тратит огромные средства на содержание ребенка в детском доме или школе- интернате.
Использованная литература:
1. Самойлова М. Чужих детей не бывает//Социальная педагогика в России, -№3.- 2008.- С. 54-56.
2. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот//Социальная педагогика. - №1. - 2009. - С. 123-127.
3. Байер Е. Дети-сироты: путь к здоровью//Социальная педагогика. -№2. - 2009. - С.78-84.
4. Мельников В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - С. 334.
5. Мироненко В. В. Петровский А.В. Хрестоматия по психологии: Учебное пособие. - М.: Издательство «Просвещение», 1977. - С. 476-480.