В конце прошлого века общество задумывается над тем, что нарушение экологического равновесия грозит существованию нашей планеты. Это ведет за собой необходимость в новой революции - экологической, у которой самым сильным оружием является ответственность человека за природу. Появляется необходимость в науках, которые могли бы объяснить современную реальностнь и руководить экологической образованностью. Это такие науки как: экология, социальная экология, экология человека и др. Но если науки являются предметом изучения определенной группой людей, то экологическое воспитание направлено на каждого индивида общества с целью развития сознательного природозащитного действия.
Экологическое воспитание объединяет в себе традиции и инновации.
Традиции в экологическом воспитании связаны с использованием природных ресурсов и жизнью рядом с природой. Современный человек как никогда понимает, что его будущее зависит от того, чтобы сохранить экологическое равновесие, и поэтому направляет взор в прошлое. Больше чем актуальны сегодня экопоселения, где и по сегодняшний день сохранился тот образ жизни, который ближе всего к природе. В нашу жизнь полной силой возвращаются лекарства на травяной основе, разные виды чая и отвары, которыми пользовались многие поколения до нас. В последние годы все больше болгар задумываютя над тем, что подают на стол, и все чаще выбирают экологически чистые продукты. Биопродукты не вредят как здоровью человека, так и природе.
Ответственность за судьбу природы воспитывается, а это лучше всего начать с самого раннего детского возраста, когда у ребенка формируются свои ценности, направленные к той самой ответственности за сохранение окружающей среды. Смысл идеи в том, что у подрастающего поколения не столько должны накапливаться фактологические знания, сколько должен воспитываться целый комплекс качеств личности, направленный на сохранение природы. Таким образом выдвигается воспитательный аспект педагогической деятельности, направленной к формированию ответственного отношения у детей к окружающей среде.
По мнению Здравки Костовой экологическое воспитание должно осуществляться сообразно возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, и зависит от этапа их развития. Как процесс оно должно заключать в себе взаимосвязанные и последовательные этапы, охватывающие его возникновение, оптимальное функционирование, поддерживание и усовершенствование. З. Костова определяет экологическое воспитание как организованную динамическую систему, в которой содержатся: знания, взгляды, убеждения, мировоззрение, умения, навыки, способности. Потребность в формировании экологического сознания появляется одновременно с возникновением экологической ситуации, которая требует превращения знаний и убеждений в социально значимые нормы нравственного поведения по отношению к природе.
Элка Янакиева рассматривает возможность формирования экологической культуры у детей через „построение представланий о ноосфере и формирование мотивов поведения сообразно биосоциальным и природным ценностям". Положительное отношение личности к природе должно рассматриваться как рефлексивное по своему происхождению образование, включающее в себя осознание внешних требований и их превращение в сознательную внутреннюю позицию личности.
Кроме знаний о природе, в структуру положительного отношения включаются и мотивы поведения и действия, от силы которых зависит активность личности в позитивных деятельностях по отношению к природе.
К. Галчева исследует важность нравствено-эстетических аспектов экологического воспитания. Велико значение природы в нравственном воспитании, в формировании у детей отзывчивости. В этом большую роль играет педагог. Сильный воспитательный эффект может получиться в ситуациях на природе, в их анализе и в поиске решения. Они создают условия для воспитания добросердечности и заботливости как предпосылку практического приложения правил поведения, освоенных детьми. По мнению Э. Янакиевой, оптимальной моделью, дающей воспитателю возможность максимально стимулировать у детей желание поддерживать балланс естественных систем, является искусственная экосистема - аквариум, террариум, клетка в зоопарке.
Актуальность поставленных проблем в социальном аспекте дает основание принять, что теория и практика экологического воспитания разных уровней в воспитательных и образовательных звенах все больше будет доминировать в воспитательных концепциях и взглядах и превратится в основной вопрос будущего воспитания человека.
Литература:
1. Галчева К., Педагогика на взаимодействието дете-околна среда. С., 1988
2. Костова З., Изграждане на екологично съзнание у учениците. С., 1988
3. Янакиева Е., Формиране на екологическа култура у децата от предучилищна възраст., Благоевград, 1991