Эко(био)центризм – новое отношение человека к природе - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Эко(био)центризм – новое отношение человека к природе

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экологические проблемы приобретают все большие масштабы, вбирая в себя влияние человека на формирование климата на планете и ряд разнообразных форм ее загрязнения.

На первом месте необходимо отметить высокий уровень развития производительных сил в мировом масштабе, что дает отражение на нарастающие темпы использования возобновимых и невозобновимых природных ресурсов. На втором месте, в результате нерационального использования многих видов возобновимых ресурсов,человечество подходит  к их исчерпанию. На третьем, но далеко не на последнем месте факт, что экологию надо воспринимать как науку , направленную на все дейности, сферы и реалии жизни.

 В настоящей статье мы рассматриваем экологические подходы   (антропоцентризм и эко(био)центризм ), которые противостоят друг другу. Согласно антропоцентризму у человека преимущественно и единственно потребительская роль, и, соответственно,- природа зависит от человека. Согласно эко[био]центризму человек зависит от природы. Сам по себе эко -(био)центризм - инновационный подход, потому что переворачивает существующие представления о связи „человек-природа". При взаимодействии человека с природой в антропоцентрическом подходе существуют два стереотипа: стереотип "человек- правитель природы" и стереотип, оценивающий природные данные как „полезные и вредные",  „красивые и  уродливые", „опасные и безопасные", „нужные и ненужные" и др.[3]. Антропоцентризм требует исследования связи человека с природой , причем при исследовании проблем, связанных с оппозицией „общество-природа", понятие „природа" употребляется в двух разных значениях. В широком смысле природа включает в себя общество и является синонимом  Всемира и Вселенной в ее разнообразном проявлении материи. В узком смысле под понятием „природа" понимается та часть Вселенной, которая противостоит обществу и исследуется естественными науками. Связи общества с природой реализуются через человеческую деятельность и направлены на удовлетворение тех или иных общественных потребностей, которые неминуемо рефлектируют на формирование личности. .[2]. Следовательно, связь человек- природа кладется на многогранную плоскость, которая предопределяет и отношение самого человека к природе, которое в большей степени основывается на удовлетворении общественных потребностей, не учитывая , однако, тот факт, что удовлетворение самих общественных потребностей ведет к губительной связи человека с окружающей средой.

Обращение в глобальном масштабе к сбереганию и сохранению природного богатства и отречение от потребительского отношения приобретает все большую популярность. Это требует и нового взгляда на образовательную и воспитательную систему, которая, в свою очередь, создаст предпосылки для  утверждения нового склада личности, ориентированной на эти ценности. Таким образом эко(био)центризм оказывается востребованным как новый, экологически ориентированный подход, направленный на преодоление недостатков, заложенных в суть антропоцентризма. Суть эко(био)центризма- это потребность в воспитании личности через природу, т.е. оттеснение существующих антропоцентрических подходов и переход к новой, экологически ориентированной парадигме, согласно которой роль человека в оппозиции человек - природа намного сильнее , она основана на стремлении к пониманию, сбереганию, сохранению и т.д. Эко[био]центризм утверждается как подход именно вследствие допущенных человеком и его деятельностью посягательств на природу. Этот подход и есть удовлетворительный ответ на потребности в этом направлении, обеспечивающий экологическую гармонию в системе отношений человек- общество- природа. Образование такой направленности можно и нужно рассматривать как основной и смелый шаг вперед к возможности осознавания проблемы понимания и использования проблематики в сохранении природного богатства и ее востребования для устойчивого экологосообразного развития общества. Прежде всего в литературе подчеркивается, что экологическое воспитание детей- верный путь к формированию социального поведения, которое является важной частью гражданской социализации личности.(5) . Приобщение детей к природе через приобретение жизненного опыта для общения с ней создает условия, при которых ребенок учится слушать собственные чувства и управлять своим поведением. Это не эгоцентрический процесс, а процесс, связанный с идеей о сохранении равновесия в окружающей нас среде и  благополучии обитающих ее живых существ. Таким образом дети постепенно подготовятся к пониманию тех аспектов отношения общества к природе, которые можно определить как агрессивные и жестокие, так как они достигли таких размеров, которые не позволяют, чтобы природная среда самоочищалась и воспроизводилась, и как следствие этому- поиск способов противостояния таким явлениям.

Литература:

1. Галчева, К., „Об экологическом воспитании ребенка", 1993;

2. Галчева,К. http://www.galcheva.com/

3. Галчева, К., Био(эко) центризм - новая парадигма в экологическом воспитании в дошкольном возрасте, заложенная в программной системе „Сказочные тропинки", Современные тенденции дошкнольного воспитания, Сандански, 2010;

4. Янакиева,Е. „Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста", Благоевград, 1991;

5. Янакиева,Е., „Я - поток, а ты - река, в которую я вливаюсь", 2000

6. Рыжовой Н, Экологическое воспитание в детском саду «Карапуз» 2001

Просмотров работы: 37