В Болгарии таких мишек не осталось, но они не исчезли. История следующая: в 2000 году фондация для защиты животных „Четыре лапы" и фондация „Брижит Бардо" начали переговоры с Министерством окружающей среды и вод; природозащитники раскрыли перед обществом всю правду о рабстве бурых медведей и добились принятия закона, останавливающего этого брутального преступления. Так был создан „Парк танцующих медведей" в южной части горы Рила, где ситуирован естественный габитат бурового медведа. Парк создает замечательную атмосферу для людей и является уникальной предпосылкой для воспитательной и образовательной работой с подрастающими детьми.
Это чрезвычайно важно показать общественности, соответственно, детей истинное величие царя гор - бурый медведь. Эстественный его хабитат, обособленный на территории парка, создает своеобразный контекст основных и периферных восприятия и вносит свой вклад в понимании фактических характеристик бурого медведья.
В парке построена оборудована специальная тропа для посетителей, которая дает возможност для рассматривания животных и с одного метра расстояния. На фоне непосредственного восприятия каждого бурого мишки дети узнают много печального из истории его жизни, знакомяться с этологической основой поведениея животного, с его адаптационными возможностями и их нарушениями, с его биологическими особенностями, с его местом в окружающем мире. Специально обученные гиды рассказывают интересно, они знаят историю каждого медведья и могут рассказать ее, показать красоту животного и гармонию с окружающей природой, ориентируясь на возраст и интересы детей. Кроме педагогом гид в парке являеться и професиональным экологом, который содействует формированию экологических представлений детей, провоцирует у них чувство эмоциональной сопричастности и ответственного отношения к природе. Экскурсия в парке далеко от классного урока, гид рассказывает то, что интересно детям, выбирает то, что показывает рядом с тропой сам мишка.
На территории парка детям предоставляеться возможност участвовать в интерактивные игры. Они организуются на специально выделенные площадки. Например дети получают и надевают специальную обувь, а потом оставить следы бурого медведья или волка в песочнице. Они могут сравнить свой весь с весом молодого мишки, а так же в забавной игре участвовать в состязании и установить насколько быстрее мишка бегает.
Экологическое воспитание на территории парка танцующих медведей формирует представления детей о том как живет бурый медведь в эстественной средой, о компонентах его местообитания, о необходимости сохранить этих компонентов. Так, не будучи униженным, преследованым, или заключенным в вольере, бурый медведь может быть наблюдаемым, изученным и полюбившийся детям.
Педагогический опыт парка танцующих медведей показывает, что непосредственный контакт с природой являеться самым важным педагогическим средством для осуществления задач экологического воспитания детей. В этом контексте дети имеют возможность прикоснуться, сочувствовать, сопереживать, понимать, разобраться и дойти до осозцнания многих сложных экологических связей и отношений в природе. Таким образом формируеться гуманное отношение подрастающего человека не только к природному миру, но и к миру людей; дети получают возможность приобрести и нравственные измерения этого мира.
Литература:
1. Парк за танцуващи мечки - гр. Белица. - http://park.belitsa.com/index.php
2. Янакиева Е. Форми за организация на екологическото възпитание в детската градина. - Благоевград, 2006.