Для начала считаем целесообразным обратиться к словарям данного периода. Например, в "Словаре Академии Российской по азбучному порядку расположенному", изданном еще в 1822 году, дано следующее определение праздника: "праздник - день посвященный особенно на служение богу в воспоминание какого-либо таинственного деяния в честь какого-либо угодника, либо всеобщее торжество для какого-либо чрезвычайного случая..." [1] По данному определению можно сказать, что в этот период праздник ассоциировался не только в связи с религией (с событиями священного писания), но и в связи с мирской жизнью. Помимо этого в данном определении "праздник" тождественен "торжеству". Словарная трактовка дает нам представление о понятии "праздник" до официального начала теоретических разработок в этой области.
Далее мы познакомимся с определениями 1830-х годов. В 1837 году вышла в свет монография И.М. Снегирева «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в четырех выпусках. В своем труде автор, обозначив ценность праздника как ценного источника для познания внешней и внутренней жизни каждого народа, впервые сформулировал теоретическое определение праздника. Праздник понимается Снегиревым в комплексе суеверий, обрядов, хороводов, игр и песен, так как возник вместе с древними верованиями и выражает в себе древний быт народа, климат, понятия об астрономии, естествоведении, нравственности, истории, поэзии. [2] Характерными чертами праздника является торжественное выражение радости и печали. Что касается функций, Снегирев считает, что посредством праздника происходит раскрытие народной личности, сближение людей, укрепление старых и заведение новых знакомств. Важным аспектом в праздничной теории Снегирева является разграничение понятий «торжество», «обряд» и «праздник». Происхождение понятие «торжество» автор связывает со словом «торг». Праздник же упраздняет свободу от будничных трудов, поэтому - «есть свободное время, освященное богопочтением». «Обряд» видится автором как знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий. Таким образом, обряд является частью праздника, как более широкого понятия, а тесная связь народного праздника с древними верованиями обуславливает его форму и характер. Автор отмечает, что у праздников разных народов есть общее начало, но по плану выражения они имеют этническую специфику. Понимание сути праздника Снегиревым обусловило последующие теории в этой области.
Другой исследватель данного периода А. Терещенко, чья работа о праздничной культуре относится к 40-м годам XIX века, также определяет праздник, как свободное от всех занятий время. Терещенко пишет: "Праздник обозначает свободное от всех занятий время, а совершение или способ как отправляют его - торжеством, которое заключается в обряде более или мене пышном или таинственным" [3]. В отличие от Снегирева, Терещенко считает торжеством способ проведения праздника. В тоже время торжество входит в понятие "обряд". Таким образом, краеугольным камнем является обряд, а не сам праздник. Что же касается торжества, Терещенко поддерживает теорию происхождения этого понятия от слова "торг" и дает объяснение следующим образом: "торг сближал людей и приводил к взаимной радости" Праздники, по мнению этого исследователя, отличаются состоянием государства, его образованностью, жизнью, привычками и страстями. Таким образом, Терещенко обращает наше внимание на то, что праздник не только с древними верованиями и этничностью (как это было отмечено Снегиревым), но и является отражением современности, в которой действует этот праздник.
С самого начала исследований в области празднчной культуры предпрнималсь попытки разделения праздников на группы. Причиной этому могло послужить само разнообразие праздников. Уже в работах Снегирева мы видим разграничение праздников по цели и существу на христинские и древние праздники народа. Церковные праздники свидетельствуют о истине событий, составляющих сущность христианской веры. Такие праздники-живые уроки о истинах Евангелистских. Народные же праздники связаны с язычеством и представляют собой поэтическое выражение древнего быта.По мнению автора, народные праздники зародились в язычестве и удерживались в христианстве до XVIII века, пока не были полностью заменены на церковные.
На этом можно подвести итог этого периода в теоретической разработке феномена праздника. Многие современные исследователи вообще не учитывают теоретическую ценность работ этого времени, говоря о них только как о описательных Тем не менее, на наш взгляд в этот период были определены основы теории праздника, а именно дано определение праздника и его функций, которое не теряет своей актуальности, обозначено место "праздника" как в культуре в целом, так и среди смежных понятий - "обряда" и "торжества". В это время были предприняты первые попытки классификации праздников по цели и существу. Также важным фактом, который иллюстрирует серьезный научный интерес к празднику, является создание особой области научных знаний - еортологии.
Литература
1. Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный. Ч.5. СПБ. 1822. С. 135.
2. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.1. М., 1837. С.5
3. Терещенко А. Быт русского народа. Ч.VI. СПБ.,1848. С. 7