ПРАЗДНИК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ПРАЗДНИК В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ И КЛАССИФИКАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Начало научного изучения праздника в России приходится на 30-е годы XIX века.   Именно   в   это   время   предпринимаются   первые   попытки   теоретического осмысления   этого   сложного   культурного   явления.  В XIX  веке   изучением   русских народных праздников занималась особая отрасль научных знаний - еортология («учение о праздниках»),  которая была составной частью археологии. Здесь нужно упомянуть, что   в   этот   период   продолжался   процесс   накопления   эмпирических   знаний. Исследователями  И.М. Снегиревым,  А. Терещенко был   собран   огромный этнографический   материал   по   праздничной   культуре,   который   еще   предстояла осмыслить   в   последующее   время.   Но   помимо   описания   праздников   в   работах дореволюционных исследователей были приняты попытки осмысления этих сложных явлений культуры.

Для начала считаем целесообразным обратиться к словарям данного периода. Например, в  "Словаре Академии Российской по азбучному порядку расположенному", изданном еще в 1822 году,  дано следующее определение праздника: "праздник - день посвященный особенно на служение богу в воспоминание какого-либо таинственного деяния   в   честь   какого-либо   угодника,   либо   всеобщее   торжество   для   какого-либо чрезвычайного случая..."  [1] По данному определению можно сказать, что в этот период праздник ассоциировался не только в связи с религией (с событиями священного писания),  но  и в   связи  с  мирской жизнью.    Помимо   этого в данном определении "праздник" тождественен "торжеству". Словарная трактовка дает нам представление о понятии "праздник" до официального начала теоретических разработок в этой области.

Далее мы познакомимся с определениями 1830-х годов. В   1837   году   вышла   в   свет   монография   И.М.   Снегирева   «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» в четырех выпусках.  В своем труде автор, обозначив ценность праздника как ценного источника для познания внешней и внутренней   жизни   каждого   народа,   впервые   сформулировал   теоретическое определение   праздника.   Праздник   понимается   Снегиревым   в   комплексе   суеверий, обрядов,  хороводов,  игр и песен,  так как   возник вместе с древними верованиями и выражает в себе древний быт народа, климат, понятия об астрономии, естествоведении, нравственности,     истории,   поэзии. [2] Характерными   чертами   праздника   является торжественное выражение радости и печали.  Что касается функций,  Снегирев считает, что   посредством   праздника   происходит   раскрытие   народной   личности,   сближение людей, укрепление старых и заведение новых знакомств. Важным  аспектом в  праздничной  теории Снегирева   является  разграничение понятий «торжество»,  «обряд» и «праздник».    Происхождение понятие «торжество» автор   связывает   со   словом  «торг».  Праздник  же   упраздняет   свободу  от  будничных трудов,  поэтому -   «есть свободное время,  освященное богопочтением». «Обряд» видится   автором   как знаменательное   действие,   принятый   способ   совершения торжественных действий. Таким образом, обряд является частью праздника,  как более широкого   понятия,   а   тесная   связь   народного   праздника   с   древними   верованиями обуславливает его форму и характер. Автор отмечает, что у праздников разных народов есть   общее   начало,   но   по   плану   выражения   они   имеют   этническую   специфику. Понимание   сути   праздника   Снегиревым   обусловило   последующие   теории   в   этой области.  

Другой исследватель данного периода А. Терещенко, чья работа о праздничной  культуре относится к 40-м годам XIX века, также определяет праздник, как свободное от всех  занятий время.  Терещенко пишет:  "Праздник  обозначает  свободное  от всех занятий   время,   а   совершение   или   способ   как   отправляют   его -   торжеством,   которое заключается   в   обряде   более   или   мене   пышном   или   таинственным" [3]. В  отличие   от Снегирева, Терещенко считает торжеством способ проведения праздника. В тоже время торжество входит в понятие "обряд". Таким образом, краеугольным камнем является обряд, а не сам праздник.  Что же касается торжества, Терещенко поддерживает теорию происхождения этого понятия от слова "торг" и дает объяснение следующим образом: "торг сближал людей и приводил к взаимной радости"   Праздники,  по мнению этого исследователя,   отличаются   состоянием   государства,   его   образованностью,   жизнью, привычками и страстями. Таким образом, Терещенко обращает наше внимание на то, что праздник не только с древними верованиями и этничностью (как это было отмечено Снегиревым),   но   и   является   отражением  современности,   в   которой   действует   этот праздник.

С самого начала исследований в области празднчной культуры предпрнималсь попытки разделения праздников на группы. Причиной этому могло послужить само разнообразие праздников. Уже в работах Снегирева мы видим  разграничение  праздников по цели и существу на христинские и древние праздники народа. Церковные праздники свидетельствуют о истине событий, составляющих сущность христианской веры. Такие праздники-живые уроки о истинах Евангелистских. Народные же праздники связаны с язычеством и представляют собой поэтическое выражение древнего быта.  

По мнению автора, народные праздники зародились в язычестве и удерживались в христианстве до XVIII века, пока не были полностью заменены на церковные.

На   этом   можно   подвести   итог   этого   периода   в   теоретической   разработке феномена   праздника.   Многие   современные   исследователи   вообще   не   учитывают теоретическую ценность работ этого времени, говоря о них только как о описательных Тем   не   менее,   на   наш   взгляд   в   этот   период   были  определены основы   теории праздника,  а именно дано определение праздника и его функций,  которое не теряет своей актуальности, обозначено место "праздника" как в культуре в целом, так и среди смежных понятий - "обряда" и "торжества".  В это время были предприняты первые попытки   классификации   праздников   по   цели   и   существу.    Также   важным фактом, который   иллюстрирует   серьезный   научный   интерес   к   празднику,   является   создание особой области научных знаний - еортологии.

Литература

1. Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположенный. Ч.5. СПБ. 1822. С. 135.

2. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. Вып.1. М., 1837. С.5

3. Терещенко А. Быт русского народа. Ч.VI. СПБ.,1848. С. 7

Просмотров работы: 49