В связи с этим автоматизация аналитической деятельности с использованием информационных технологий становится объективной необходимостью.
К тому же, автоматизация учета, получившая широкое распространение, создала достаточно прочный фундамент для развития аналитических систем, поскольку любой вид аналитической деятельности опирается на информационную базу, основу которой составляют, прежде всего, данные бухгалтерского учета и отчетности.
Но в силу наличия широкого спектра направлений хозяйственной деятельности предприятий, их форм собственности, а также, многообразия видов самой аналитической деятельности автоматизация аналитических функций управления находится на стадии развития.
Целью создания программного обеспечения является автоматизация процесса анализа экономического потенциала и финансового состояния предприятия, что позволит существенно уменьшить временные, трудовые и финансовые затраты на решение поставленных задач анализа, улучшить качество и достоверность получаемой информации за счет объективности, и повысить оперативность ее обработки.
ПО должно в первую очередь предоставлять полноценную, качественную и своевременную информацию о положении дел на предприятии. Одновременно оно должно отвечать требованиям надежности, функциональности, эргономичности и расширяемости.
Данное ПО разработано в среде Borland С++Builder 6.0 и предназначено для анализа экономического потенциала и финансового состояния предприятия. Экономическая сущность решаемых программой задач заключается в расчете абсолютных и относительных показателей оценки экономического потенциала и финансового состояния предприятия, формировании графиков, схем и диаграмм, а также выводов по проведенному анализу.
Источниками информации для анализа является годовая бухгалтерская отчетность предприятия, а именно:
- бухгалтерский баланс (Ф№1)
- отчет о прибылях и убытках (Ф№2)
Разработанное ПО позволяет провести:
- анализ динамики и структуры активов;
- анализ динамики и структуры источников финансирования;
- оценка ликвидности и платежеспособности:
- оценка финансовой устойчивости;
- анализ деловой активности ;
- анализ прибыли и рентабельности;
- обобщающий анализ и рейтинговая оценка предприятия
Для проведения анализа пользователь должен ввести исходную информацию. При этом должна соблюдаться определенная последовательность. Первоначально необходимо ввести общую информацию об анализируемом предприятии. После ввода данных о предприятии можно уже вводить данные из баланса и отчета о прибылях и убытках в произвольном порядке.
При наличии в достаточном объеме необходимой информации можно переходить к анализу. Структура анализа представлена на вышеприведенном рисунке. Каждый пункт анализа содержит такие пункты как: расчеты, графики, аналитика, пояснения, отчет и закрыть.
Интерфейс разработан в соответствии с моделью Single Document Interface с использованием пиктограмм. А данные из различных таблиц структурируются и отображаются при помощи "закладок" (компонент PageControl).
Формат используемой БД - MS Access.
При запуске программного обеспечения появляется главное окно содержащее панель для ввода данных и информационную панель, где отображается информация о выбранном для анализа предприятии и анализируемом периоде. Также на экране содержится меню для анализа, и предоставления справочной информации о данном продукте и его разработчиках.
Такая организация меню обеспечивает четкое разграничение функций ввода данных для проведения дальнейшего анализа.
Данная форма предназначена для ввода новой, а также корректировки и удаления уже существующей общей информации о предприятии. Для этого предназначены кнопки «Добавить», «Сохранить» и «Удалить».
Все поля имеют определенный для каждого тип, отличный от которого программа не позволит вам ввести. Поле «Организация» является обязательным. Остальные поля являются необязательными и не влияют на проведение анализа, но они будут приводиться в отчете.
Кнопки «Назад» и «Вперед» позволяют переходить по ранее введенным данным для их корректировки, удаления и выбора анализируемого предприятия.
В случае удаления записи о предприятии будут удалены и все исходные данные выбранного предприятия.
Данная форма ввода представляет собой упрощенный вариант реального бухгалтерского документа. Она практически не отличается от реального документа, что позволяет легко и быстро сориентироваться и без труда ввести необходимые показатели. Баланс предприятия сгруппирован по активам и пассивам, которые в свою очередь тоже содержат соответствующие разделы, такие как: внеоборотные и оборотные активы, капитал и резервы, краткосрочные и долгосрочные обязательства.
При вводе данных программа подсказывает пользователю какие поля являются вводимыми, а какие расчитываемые и не позволяет ввести в такого рода поля данные. Также, программа сама контролирует соблюдение основного правила баланса - равенство активов и пассивов.