ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ У СТУДЕНТОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧАСТИЮ В СОРЕВНОВАНИЯХ У СТУДЕНТОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема мотивации и мотивов поведения в спорте - одна из основных в изучении спортивной психологии. Вряд ли найдется такая область психологии, которая не затрагивала бы мотивационного процесса.

Мотивация  играет одну из важнейших ролей в жизни спортсмена. Любая деятельность всегда имеет побудительный мотив, т.е. причину, по которой она осуществляется. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность.

Активный интерес к занятиям физической культурой и спортом формируется в результате внутренней мотивации, которая возникает тогда, когда внешние мотивы и цели соответствуют возможностям занимающегося.

Удовлетворение потребностей занимающихся при занятиях спортом оказывает положительное влияние на формирование и укрепление их спортивной мотивации. Показано, что предпосылкой успешной деятельности спортсменов является оптимальное соотношение у них стремления к успеху и желания избежать неудачи.

Целью исследования явилось изучение мотивации студентов специализации легкая атлетика Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма и легкоатлетов инженерно-экономической академии к участию в соревнованиях.

Задачи исследования:

1. Изучить структуру мотиваций и психической готовности студентов специализации легкая атлетика Поволжской ГАФКСиТ к соревнованиям.

2. Изучить уровень мотивации к избеганию неудач среди студентов специализации легкая атлетика Поволжской ГАФКСиТ и студентов-легкоатлетов ИНЭКА.

3. Изучить уровень мотивации к успеху среди студентов специализации легкая атлетика Поволжской ГАФКСиТ и студентов-легкоатлетов ИНЭКА.

Организация исследования. Исследование проводилось на базе Поволжской Государственной Академии и ИНЭКА. В исследовании приняли участие студенты 1-5 курсов обучения Поволжской ГАФКСиТ специализации легкая атлетика в количестве 10 человек, а так же легкоатлеты ИНЭКА в количестве 10 человек. Все испытуемые являются действующими спортсменами, которые имеют различный уровень спортивные квалификации.

Ход и результаты исследования.

Значительное число исследований посвящено мотивации спортивной деятельности. В них установлено наличие оптимума силы мотивации, наиболее благоприятствующего высокой результативной деятельности, величина которого зависит от индивидуальности спортсменов и сложности, решаемых ими задач; более позитивное влияние на эффективность работы по совершенствованию спортивного мастерства. Показано, что предпосылкой успешной деятельности спортсменов является оптимальное соотношение у них стремления к успеху и желания избежать неудачи, так как ориентация исключительно на успех снижает устойчивость к неизбежным в спорте неудачам, а доминирование стремления избежать неудачи провоцирует защитные стратегии поведения, препятствующие самореализации спортсменов.

Необходимо, что бы мотивация к успеху и мотивация избегания неудач не были очень высокими или очень низкими. За уровнем и направленностью мотивации всегда должен следить либо тренер, либо спортивный психолог команды. И, исходя из этих данных,  уже создавать определенные условия в тренировках и давать спортсмену определенные задания, которые скорректируют его мотивационную сферу.

 Для определения уровня мотивации у спортсменов к участию в соревнованиях использовались две методики анкетного опроса Т. Элерса.

Методика «Мотивация избегания неудач представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует.

В процессе исследования нами были получены следующие результаты. Так среднее значение баллов у студентов Поволжской ГАФКСиТ равнялось 15,8, а у легкоатлетов ИНЭКА он составил 12,4, результаты в обеих группах относятся к среднему уровню мотивации.

У 30% опрошенных студентов Поволжской ГАФКСиТ высокий уровень мотивации к избеганию неудач (от 17 до 20 баллов), у 20% - слишком высокий уровень (более 20 баллов).

У 20% опрошенных легкоатлетов ИНЭКА высокий уровень мотивации. Люди, которые боятся неудач, как правило, имеют высокий уровень защиты, предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. 

Полученный результат показывает, что мотивация избегания неудач выше у студентов Поволжской ГАФКСиТ. Эти спортсмены более направлены к защите от неудач, чем к достижению успеха. Люди с более высоким уровнем мотивации к избеганию неудач и к защите, как правило, чаще попадают в неприятные ситуации, чем те, у которых низкий уровень мотивации.

Результаты теста «Мотивация к избеганию неудач» необходимо анализировать вместе с результатами теста «Мотивация к успеху».

Методика «Мотивация к успеху» представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет».

В данном тесте среднее значение баллов у спортсменов Поволжской ГАФКСиТ равнялся - 18,2, а у спортсменов ИНЭКА составил - 19,6. Эти результаты находятся в диапазоне от 17 до 20 баллов, что относится к умеренно высокому уровню мотивации к успеху.

У большинства студентов Поволжской ГАФКСиТ средний уровень мотивации к успеху (от 11 до 16 баллов) и умеренно высокий (от 17 до 20 баллов).

У легкоатлетов ИНЭКА количество баллов выше и эти показатели менее однородны 50% спортсменов набрали более 21 балла, что относится к слишком высокому уровню мотивации, другая половина набрала от 12 до 20 баллов - это средний уровень и умеренно высокий уровень мотивации соответственно.

Спортсмены ИНЭКА более мотивированны к успеху. Однако у них очень высокие показатели. Как слишком низкий, так и сверхвысокий уровень мотивации не способствует высокой результативности в спортивной деятельности. Оптимальным можно считать умеренно высокий уровень (17-20 баллов). При этом необходимо отметить, что у спортсменов обеих групп нет показателей низкого уровня мотивации к успеху.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что у  легкоатлетов ИНЭКА менее однородные показатели и слишком высокая мотивация к успеху, при низких показателях теста «Мотивация избегания неудач». Студенты же Поволжской ГАФКСиТ имеют более ровные показатели в обоих тестах, у них умеренно высокие показатели мотивации к успеху и средний уровень мотивации к избеганию неудач, т.е. их мотивация направлена не только на достижение успеха, но и на защиту от неудач.

Просмотров работы: 14