Наиболее полюбившимися детям младшего школьного возраста стали занятия, в которых большую часть времени занимает игровой метод (подвижные игры и игровые упражнения). Учитывая притягательную силу игры и ее воспитательное воздействие на учащихся, большинство учителей физической культуры и тренеров, работающих с детьми этого возраста, широко применяют подвижные игры и игровые упражнения.
Педагоги, делают все для активизации двигательной деятельности учащихся, делая занятия занимательными, применяя игровые формы проведения упражнений, что придает игровое настроения, делает их эмоциональными и насыщенными.
Целью исследования явилось оценка влияние игрового метода на развитие скоростных и координационных способностей детей младшего школьного возраста занимающихся легкой атлетикой.
Задачи исследования:
1.Провести анализ специальной литературы по исследуемой проблеме.
2.Разработать методику применения подвижных игр с элементами видов легкой атлетики.
3.Определить изменения в показателях развития координационных и скоростных способностей юных легкоатлетов.
Организация исследования.
Исследования проводились на базе ДЮСШ № 12 города Набережные Челны. Количество детей входящих в экспериментальную и контрольную группы составило по 20 человек. Занятия в контрольной группе проводилось по плану ГНП 1 года. В экспериментальной группе занятия проводились по плану ГНП 1 года, а также активно использовались разнообразные подвижных игры с элементами видов легкой атлетики.
Ход и результаты исследования.
Контрольная группа занималась по плану группы начальной подготовки первого года обучения, 3 раза в неделю.
Экспериментальная группа так же занималась по плану группы начальной подготовки первого года обучения с активным и целенаправленным использованием подвижных игр с элементами видов легкой атлетики. Количество занятий - 3 дня в неделю.
Применялись следующие игры с элементами легкоатлетических упражнений:
- бега и ходьбы ("Бег с мячом", "День и ночь", "Бег по прямой дорожке с зигзагами", "Бег на встречу с остановкой");
- прыжка в высоту ("Получить мяч", "Отталкивание и приземление в зонах", "Кто выше", "Бег флажков");
- метаний ("Кто лучший", "Кто лучше и быстрей", "Метание в подвижную цель").
Игры проводились в конце основной части тренировки, следующим образом: Игры с применением элементов бега и ходьбы, проводились в понедельник по 3-5 минуты на каждую игру. Игры с применением элементов прыжка в высоту, проводились в среду по 3-5 минуты на каждую игру. Игры с применением элементов метаний, проводились в пятницу по 3-5 минуты на каждую игру.
Нами было проведено исследование изменения показателей развития координационных и скоростных способностей юных легкоатлетов младшего школьного возраста. Для исследования развития этих способностей использовались следующие тесты: бег 30 м., челночный бег 3х10м., бег с изменением направления движения «Змейка» 15 м.
В беге на 30 м, оценивался уровень скоростных способностей. В экспериментальной группе прирост этого показателя в конце эксперимента составил - 0,16 сек, а в контрольной группе - 0,07 сек.
В челночном беге 3х10 м, оценивался уровень координационных способностей. В экспериментальной группе прирост этого показателя в конце исследования составил - 0,11 сек, а в контрольной группе - 0,06 сек.
В беге с изменением направления движения «Змейка» 15 м, оценивался уровень координационных способностей. Этот тест был использован потому что, что он является одним из видов бега в школьной программе для начальных классов. В экспериментальной группе прирост этого показателя в конце эксперимента составил - составил - 0,29 сек, а в контрольной группе - 0,27 сек.
Таким образом, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что изменение координационных и скоростных способностей обусловлено не только экспериментальным режимом, но и возрастными особенностями. Общеизвестно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных и скоростных способностей.
Полученные нами данные позволяют утверждать, что использование игрового метода в учебно-тренировочном процессе способствует развитию всех двигательных способностей, в особенности координационных и скоростных.
Тренировочные занятия, где игровой метод является основным, отличаются высоким эмоциональным настроем детей и формируют у них потребность и заинтересованность в дальнейших занятиях легкой атлетикой которые оказывают комплексное воздействие на их организм.
Выводы:
1. В последнее время педагоги, делают все для активизации двигательной деятельности учащихся, делая занятия занимательными, применяя игровые формы проведения упражнений, что придает игровое настроения, делает их эмоциональными и насыщенными. Однако для правильной организации работы с детьми младшего школьного возраста при проведении занятий физической культурой с целью формирования и развития у них физических качеств и двигательных способностей, педагогу необходимо знать сенситивные периоды.
2. Для достижения цели нашего исследования в учебном процессе детей младшего школьного возраста активно применялся игровой метод, основными средствами которого являлись подвижные игры с элементами легкоатлетических видов. Подвижные игры подбирались с учетом разнообразия видов легкой атлетики: игры с применением элементов бега, ходьбы, прыжков и метаний.
3. За период исследования, координационные и скоростные способности юных легкоатлетов в начале улучшились незначительно, однако к концу учебного года не один ребенок не прекратил посещать тренировочные занятия по легкой атлетике, что наглядно доказывает преимущество применение игрового метода в силу его эффективности, выражающейся в занимательности и эмоциональности занятий.