Физическое воспитание в ССУЗ имеет огромное значение, так как помимо решения задач общей физической подготовки осуществляется решение задач профессионально-прикладной направленности. Однако содержание, определенное в действующих программах физического воспитания в ССУЗ, не отвечает цели и задачам, стоящим перед ним на современном этапе развития. Физическое воспитание не предусматривает адекватного подхода к различным категориям учащихся, что не может обеспечить им полноценную подготовку к будущей профессиональной деятельности.
В последнее время все больше внимания уделяется требованиям, предъявляемым к уровню развития физических качеств и двигательных способностей студентов ССУЗ творческих специальностей. Музыкант должен обладать определенным уровнем развития физических качеств, позволяющих ему эффективно решать педагогические задачи в процессе профессионального обучения. Оптимальный уровень развития физических качеств позволяет исполнителю эффективно овладеть техникой игры на музыкальном инструменте техническими элементами, освоение которых ввиду слабой развитости качеств было затруднительным.
Таким образом, поиск путей достижение необходимого уровня развития физических качеств у музыкантов-инструменталистов ССУЗ является в настоящее время актуальной темой.
Целью исследования явилось изучение уровня физического здоровья и показателей развития профессионально значимых физических качеств студентов-музыкантов ССУЗ.
Задачи исследования:
1. Проверить эффективность экспериментальной программы по физической культуре для студентов музыкальных ССУЗ с базовым компонентом легкая атлетика.
2. Изучить уровень физического здоровья студентов-музыкантов ССУЗ.
3. Изучить показатели профессионально значимых физических качеств студентов-музыкантов ССУЗ.
Организация исследования.Исследование проводилось на базе Набережночелнинского колледжа искусств. В эксперименте приняли участие студенты-музыканты, обучающиеся на отделении народных инструментов 1-2 курса. Экспериментальную группу составили 15 человек (10 девушек и 5 юношей), они занимались по программе с базовым компонентом - легкоатлетические упражнения, в контрольную группу вошли 15 студентов (10 девушек и 5 юношей), которые занимались по типовой программе.
В последнее время для формирования позитивного отношения студентов ССУЗ к физической культуре все чаще внимание специалистов обращено на содержание занятий как урочной, так и других форм.
Проведенный анализ содержания занятий физической культуры ССУЗ, позволил нам констатировать, что в нем не всегда учитывают современные социальные и региональные условия, национальные традиции, специфические (профессиональные) особенности конкретного учебного заведения, физические возможности учащихся. Каждое училище, колледж или техникум имеет свой профиль, а значит свои особенности и специфику.
Ход и результаты исследования.
Программа по физической культуре должна отражать специфику и особенности ССУЗ и при этом решать следующие задачи:
1. Развитие физических качеств и двигательных способностей.
2. Сохранение, укрепление уровня здоровья студентов.
3. Развитие функциональных возможностей организма.
4. Формирование и развитие профессионально значимых психофизических качеств и способностей.
В экспериментальной программе по физической культуре реализованной нами в ССУЗ музыкального профиля в качестве приоритетных средств обучения использовались легкоатлетические упражнения. Базовую часть программы составили легкоатлетические упражнения (до 60% учебного времени), циклического и ациклического характера. Во вспомогательную часть программы были выбраны следующие виды спорта (40% учебного времени): разновидности гимнастики; настольный теннис; футбол; бадминтон, подвижные игры и эстафеты.
Занятия по этой программе проводились с согласия администрации учебного заведения 1 раза в неделю, 2 часа в урочной форме.
Содержание типовой программы предполагает распределение учебного материала по освоению видов спорта в разных долях на протяжении всего учебного года. Занятия по легкой атлетике проводились осенью (сентябрь-октябрь) и весной (апрель-май) в другие месяцы использовались такие виды спорта как гимнастика, настольный теннис, футбол и др. Занятия по типовой программе проводились один раз в неделю два часа.
Из большого ряда методик позволяющих выявить уровень физического здоровья человека нами была выбрана методика экспресс-оценки физического здоровья.
Для экспресс-оценки физического здоровья, как правило, используется комплекс показателей, состоящий из пяти морфологических и функциональных показателей. Данная экспресс-оценка физического здоровья человека может применяться к лицам разного возраста и пола. Поскольку все пять показателей измеряются в разных единицах, предлагается использовать формализованную оценку каждого показателя в баллах.
Проведя исследования, мы вычислили по формулам следующие показатели: массо-ростовой индекс Кетле, индекс Робинсона, индекс Скибинского, индекс мощности Шаповаловой и индекс Руфье .
Далее каждый показатель по таблице оценивался в баллах, и определялась общая сумма, по которой и определяется уровень физического здоровья: 2-7 баллов - низкий; 8-10 баллов - ниже среднего; 11-15 баллов - средний; 16-20 баллов - выше среднего; 21-25 баллов - высокий.
В результате проведенного нами исследование в контрольной группе произошло улучшение уровня физического здоровья у 7 % студентов, тогда как в экспериментальной группе положительные изменения произошли у 67 % студентов.
На основе проведенного исследования и анализа полученных данных можно сделать заключение, что легкоатлетические упражнения, оказывают положительное влияние на уровень физического здоровья студентов.
Нами также было проведено исследование показателей развития профессионально значимых физических качеств.
Исследование изменения показателей профессионально значимых физических качеств проводилось с помощью следующих тестов: быстрота: частота движений - теппинг-тест, скорость двигательной реакции - ловля линейки; координация - статическая устойчивость; сила - динамометрия обеих кистей рук; гибкость - выкрут рук; выносливость - бег на 1000 метров.
В результате исследования в обеих группах произошло изменение показателей в сторону улучшения, однако в экспериментальной группе наблюдался более выраженный прирост, который имеет достоверные значения по всем показателям.
Прирост показателей быстроты (теппинг-тест и ловля линейки) в экспериментальной группе у девочек составил 5% и 8%, у мальчиков 6% и 9%. В контрольной группе прирост в этом показателе у девочек составил 2% и 3%, у мальчиков 2% и 3%;
Прирост показателя координации (статическая устойчивость) у девочек составил 19%, у мальчиков 8,4%. В контрольной группе улучшение составило у девочек - 6% , и у мальчиков 4,5%.
Прирост показателя силы (динамометрия правой и левой кистей рук) в экспериментальной группе у девочек составил 6,9% и 4,4%, у мальчиков 8,5% и 5,6%. В контрольной группе прирост в этом показателе у девочек составил - 1,1% и 2,5% , и у мальчиков 4,1% и 1,5%.
Прирост показателя гибкости (выкрут рук) в экспериментальной группе у девочек составил 10% , у мальчиков 5%. В контрольной группе этот показатель улучшились у девочек на 1%, у мальчиков на 1%.
Прирост показателя выносливости (бег на 1000 метров) в экспериментальной группе у девочек составил 7%, у мальчиков 10%. В контрольной группе прирост этого показатель у девочек составил 2%, и у мальчиков 3%.
Исходя из результатов данных тестов, мы видим, что применяемая нами экспериментальная программа положительно влияет на рост показателей профессионально значимых качеств музыкантов. Это доказывают полученные нами результаты.
Таким образом, можно заключить, что содержание программы с применением легкоатлетических упражнений, в качестве базового компонента, позволило значительно повысить уровень физического здоровья, а так же показатели развития профессионально значимых физических качеств у студентов-музыкантов, вошедших в состав экспериментальной группы.