Учитывая богатый опыт и пройденный культурно-исторический путь традиционного костюма, нужно признать актуальность принципов и закономерностей гармонизации народного костюма в настоящее время. Костюм как своеобразный текст, автобиография народа отражает разные пласты культуры пройденных эпох и находится в постоянном развитии с переменным ритмом, представляющий собой структурообразующий процесс, который продолжается и в наши дни. Этот процесс поликультурален, разворачивается и в вертикальном (диахроническом), и в горизонтальном направлениях. Проблема исследования традиционной народной одежды находится на стыке многих наук (философии, истории, этнографии искусствоведения и др.), которые изучают самые разные аспекты традиционного костюма - углубляются в историю развития, раскрывают мировоззренческие основания и осуществляют философское осмысление, исследуют с позиций этнолингвистики, этнопсихологии, педагогического потенциала, высказывают свое отношение к изменению народной одежды при смене эпох, делают выводы о знаковости, функциях костюма и их трансформациии т.д. Художники многих поколений всегда находили и будут находить в богатейшем арсенале народного искусства черты, созвучные современности, и плодотворно используют их в своем творчестве. Цель нашего исследования - выявление специфических черт национального костюма наиболее актуальных для современного дизайна одежды. Эту отрасль дизайна ориентированную на создание совершенных объектов (костюма), которые сочетают в себе совокупность эстетических, функциональных, эргономических и технологических свойств, комплексов свойств, которыми в полной мере обладает традиционный народный костюм, можно назвать этнодизайном. В ходе исследования решались следующие задачи: анализ конструктивных особенностей традиционного костюма Центральных регионов России и соотнесение их с современными требованиями моделирования одежды; выявление колористических предпочтений в современной одежде и соотнесение их с цветовой гаммой народного костюма; выявление педагогического потенциала традиционного костюма, актуального в образовательном процессе в свете национального проекта «Наша новая школа»; выявление принципов этнодизайна; раскрытие разнообразных функций традиционного костюма (идентификационной, обрядовой, праздничной, коммуникативной, воспитательной, экологической, этнокультурной и т.д.) - важных для современных и будущих поколений людей. Проведенный анализ позволил вывести комплекс принципов взаимовлияния и взаимообогащения двух культур - традиционной и инновационной в костюме: конструктивность, простота, экологичность, эстетичность, комфортность, экономичность и др.