КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГРУППОВЫХ ФЕНОМЕНОВ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ГРУППОВЫХ ФЕНОМЕНОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная психологическая наука переживает возрождение экспериментальных методов, что вызвано объективным состоянием научного знания. Недостаточность на данном этапе развития науки столь обширно применяющихся описательных методов, невозможность с их помощью фиксировать изменения, связанные с модернизацией, привели к ослаблению фундамента психологической науки. На открытии Центра Экспериментальной Психологии Московского городского психолого-педагогического университета, которое состоялось 26 февраля 2009 года, Ректор МГППУ, академик РАО, профессор В.В.Рубцов в своем выступлении говорил: «... К сожалению <...> работы, которые идут по общей психологии и касаются непосредственно исследований  в области экспериментальной психологии, практически сведены на нет <...> Это означает, что огромный пласт, собственно на котором держится сама фундаментальная психология, фактически иссякает» Образовалась пропасть между уровнем экспериментальных исследований в России и за рубежом. 

Проблема, к которой мы обратились в своей работе, связана с изучением когнитивной основы групповых феноменов, что позволит внести определенный вклад в понимание сущности происходящего в психике человека, находящегося и принимающего решения под влиянием группы. Системный подход, который имеет качественную методологическую основу,  позволит раскрыть возможности  планируемого к применению в исследовании экспериментального метода. Кроме того, важным его преимуществом является нахождение в иерархии уровней методологии науки в качестве звена  между философской методологией и методологией специальных наук. Принцип системности - это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Система при этом определяется как некая целостность, вступающая с окружающей средой в определенные связи. Любая система имеет структуру и состоит из множества элементов и частей, находящихся между собой в некоторых отношениях. Если мы рассматриваем психику как сложную систему, с множеством подсистем и элементов, это дает нам возможность вычленить для изучения один из элементов, определить его взаимосвязи с другими элементами и выявить роль в функционировании целой системы - психики человека. Однако необходимо понимать, система обладает  рядом свойств, которые не сводятся к простой сумме свойств ее элементов. То есть, как целое, она синтезирует свойства частей и элементов, в результате чего обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Эта позиция важна при рассмотрении человека в целом, не только как системы, но и подсистемы окружающей его среды, в частности - общественной жизни.

Мы ставим задачу выявить роль когнитивных аспектов при рассмотрении групповых феноменов, опираясь при этом на принцип обратимости мышления. Это представляется возможным, если мы исходим из представления о когнитивной сфере как одном из элементов психики в качестве подсистемы человека. И, кроме того, позволяет подробнее изучить процесс формирования групповых феноменов, которые являются проявлением общественной жизни - надсистемы человека. Ведь объединение людей в малую группу, то есть формирование еще более сложного элемента системы общества, как раз приводит к проявлению подобного рода феноменов - того свойства системы, которое является следствием ее усложнения (Фоулкес, В. Дидерихс-Пешке, В. М. Бехтерев, А.С. Макаренко, др.).

В литературе при обсуждении формирования групповых феноменов, таких как конформизм, поляризация риска, групповое мышление и пр., особое место уделяется рассмотрению эмоциональной сферы человека, так как считается, что именно она наиболее подвержена влиянию извне. Однако необходимо помнить, что эмоциональная сфера неразрывно связана с когнитивной, что подробно изучалось в рамках проблемы единства аффекта и интеллекта (Выготский Л.С., С.Л. Рубинштейн, А.Н., Леонтьев, А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник, О.К. Тихомиров), а так же эмоционального интеллекта (Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Голмен, Д.В. Люсин, Горскова Г.Г.).

При коммуникативном взаимодействии в границах малой группы, человек прибегает к использованию социального интеллекта - своеобразной формы интеллекта, которую Э. Торндайк определял как способность понимать других людей и действовать или поступать мудро в отношении других. Социальный интеллект включает в себя проявление эмоционального интеллекта и когнитивные элементы. Савенков А.И. считает, что, пользуясь таким подходом, можно разрабатывать процедуры выявления и количественной оценки каждого из параметров социального интеллекта, что эмпирически проверяется в его исследованиях.

В связи с вышесказанным, мы видим возможность провести параллель между механизмами работы  формального и социального интеллекта и применить к изучению последнего понятие обратимости.

 Обратимость представляет собой имманентно присущее познавательным процессам свойство, благодаря реализации которого обеспечивается такая связь настоящего с прошлым, которая ориентирована не только на обеспечение целостности психических процессов, но и на «перезагрузку» психического процесса.

Явление обратимости просматривается в рамках каждого познавательного процесса, однако его осуществление требует взаимодействия всех психических структур личности субъекта и не может реализоваться изолированно в одном из психических процессов, что еще раз подтверждает возможность и необходимость его применения в рамках эмоционального и социального интеллекта. Как процесс, обратимость подразумевает  возвращение в исходное состояние без определяющего воздействия на структуру личности.

Говоря о групповых феноменах, проявление обратимости явно просматривается на примере конформизма. Подчинение мнению большинства или авторитетному меньшинству можно интерпретировать как ситуативное  преобладание эмоциональной сферы над когнитивной. Известный из когнитивной психологии механизм обратимости мышления, позволяет, на наш взгляд,  понять психологическую сущность происходящего в ситуации означенного преобладания, оценить ситуативную (или постоянную для индивида)  достаточность (или недостаточность) обратимости мышления. Другими словами, человек не может мысленно вернуться из ситуации наличествующей в прошлом, дабы использовать уже полученный опыт для решения текущей задачи, и потому оказывается под властью эмоций. Например, такова на наш взгляд, одна из когнитивно обусловленных причин  истинного конформизма, когда человек искренне, но на время, принимает мнение группы. Существует также ложный конформизм, который характеризуется лишь внешним соглашением с мнением группы, без внутреннего согласия. В основе такого поведения человека как раз и лежит реализуемый механизм обратимости. В качестве примера хочется привести отрывок из книги Свенцицкого А.Л.: «Одна из заводских бригад систематически получала спирт для технологических целей. В ходе работы некоторая часть спирта "экономилась" и в соответствии со сложившейся в группе неписаной нормой ее члены поочередно уносили "сэкономленную" долю спирта домой. Однажды заводская охрана увидела, как одна из работниц, выйдя из здания цеха, выливает что-то в канаву. Оказалось, что это была "ее" доля спирта. Работница заявила, что ей спирт совсем не нужен, так как она его "не употребляет". Домой нести этот спирт она не хочет, поскольку ее муж, наоборот, "очень употребляет". У этой женщины спросили, почему же тогда она берет этот спирт. "Я не хочу быть "белой вороной", - ответила она». И, конечно, обратимость мышления дает о себе знать  в ситуациях, когда человек не принимает мнения группы, если его личный опыт расходится с ним, а действует в соответствии с опытом.

Работа представляет собой теоретический анализ проблемы, в течение ближайших двух месяцев планируется проведение эксперимента с целью подтверждения заявленной позиции. Экспериментальное изучение групповых феноменов необходимо для понимания специфики малой группы, которая является основой любого общества. Групповые феномены обладают движущей силой, направленной на то, чтобы сохранять для группы "курс", который стал привычным, для поддержания организации группы, что играет немаловажную роль в поддержании стабильности общества в целом.

Просмотров работы: 30