В общей системе правоотношений в сфере услуг правоотношения по оказанию медицинских услуг занимают особое место. Это обусловлено общим ухудшением здоровья населения и неудовлетворенностью пациентов качеством бесплатной медицинской помощи. Не случайно, с каждым годом увеличивается число жалоб и исков, обусловленных ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию платных медицинских услуг по причинам некомпетентности и грубости медицинского персонала, некачественной диагностикой и лечения.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В свою очередь ГК РФ в ст. 150 закрепляет, что жизнь, здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и не передаваемы иным способом. Такие нематериальные блага, как здоровье, окружающая среда, индивидуальный облик и другие, неотделимы от личности конкретного человека и непостоянны во времени, поэтому любое нарушение данных благ может привести к наступлению вреда. С момента появления и развития рынка медицинских услуг в России граждане все чаще предъявляют свои претензии в отношении некачественного оказания медицинских услуг, причинения вреда здоровью или жизни в результате оказания таких услуг.
Основными документами, составляющими нормативно - правовую базу, определяющую имущественную ответственность за совершение медицинским персоналом профессиональных правонарушений, являются:
- Гражданский кодекс РФ;
- Закон РФ «О защите прав потребителей»[2];
- Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан [3];
- Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» [4]
- Правила о предоставлении платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями [5].
В Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан закреплен механизм реализации прав граждан на охрану здоровья, но не определено правовое положение медицинских работников, от деятельности которых и зависит человеческая жизнь. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан государство признает основополагающую роль охраны здоровья граждан как неотъемлемое условие жизни общества и подтверждает ответственность РФ за сохранение и укрепление здоровья граждан России, стремясь к совершенствованию правового регулирования и закрепляя приоритет прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья.
На данный момент законодательная база в отношении деятельности медицинских работников не достаточно разработана и требует дополнения. В соответствии со ст. 4 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на оказание медицинских услуг надлежащего качества. В п. 1 этой статьи указано, что качество товаров, работ или услуг должно соответствовать договору. Если в договоре условия о качестве не регламентированы, они должны соответствовать обычно предъявляемым требованиям к услугам такого рода. К сожалению, ни Основы, ни Правила не содержат критериев, определяющих качество медицинской услуги. Под качеством медицинской услуги следует понимать совокупность свойств и характеристик медицинской услуги, соответствующих уровню современной медицинской науки и оснащенности медицинской организации, отражающих ее соответствие медицинским технологиям, способных снижать риск прогрессирования имеющегося у пациента заболевания и возникновения нового патологического процесса.
Медицинские услуги носят рисковый характер, поскольку даже вследствие надлежащего оказания медицинских услуг может быть причинен вред жизни и здоровью гражданина-пациента, а также моральный вред. В
ст. 66 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан прямо прописано, что профессиональная медицинская деятельность связана с риском причинения вреда третьим лицам. Упущения, ошибки, допущенные в процессе выполнения профессиональных обязанностей медицинскими работниками, могут привести к нанесению имущественного вреда пациентам, которые им доверяют и уверены в их профессионализме. Поэтому с целью возмещения вреда жизни и здоровью гражданина-пациента, а также морального вреда, причиненного вследствие оказания медицинских услуг, необходимо введение обязательного страхования риска профессиональной ответственности медицинских работников. Ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан содержит: «Медицинские и фармацевтические работники имеют право на защиту своей профессиональной чести и достоинства, страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей». Страхование профессиональной ответственности дает возможность избежать услугодателю финансовых проблем в случае возникновения деликта и необходимости возмещения причиненного вреда здоровью или жизни гражданина. Введение обязательного страхования профессиональной ответственности врачей позволит обеспечить защиту не только прав пациента, но и защиту профессиональных и имущественных прав медработников. Необходимость обязательного страхования гражданской ответственности медицинских работников, медицинских учреждений и организаций, оказывающих медицинские услуги, обусловлена рядом причин, к которым можно отнести следующие: наличие случаев причинения вреда жизни и здоровью граждан вследствие профессиональной неудачи врача или иного работника медицинской организации, признанных недостатком медицинской услуги; наличие исков, предъявленных к медицинским организациям гражданами с целью защиты своих имущественных прав вследствие причинения вреда их жизни и здоровью; отсутствие денежных средств у медицинских организаций для возмещения ущерба вследствие причинения вреда, установленного вступившим в законную силу решением суда. Основными источниками регламентации страховой деятельности в России являются в настоящее время гл. 48 ГК РФ и Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ».
При нарушении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, вследствие чего причиняется вред здоровью пациента, наступает гражданско-правовая ответственность. Гражданско-правовая ответственность медицинских работников является частным случаем профессиональной ответственности вообще и служит средством восстановления нарушенных прав. Глава 59 ГК РФ устанавливает ответственность медицинского учреждения за вред, причиненный вследствие недостатков медицинской услуги, независимо от его вины. В гражданско-правовой ответственности акцент делается на восстановлении имущественного положения потерпевшего, следовательно, существенного значения такое, по сути, субъективное условие, как вина, играть не может.
ГК РФ предусматривает несколько видов гражданско-правовой ответственности при причинении вреда, одним из которых является компенсация морального вреда. Под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина. В частности, моральный вред может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, в невозможности продолжать активную общественную жизнь, в потере работы, раскрытии семейной, врачебной тайны, распространении не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, во временном ограничении или лишении каких-либо прав, в физической боли, связанной с причиненным увечьем или иным повреждением здоровья, либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий [6]. Суть содержания морального вреда заключается в том, что действия причинителя вреда обязательно должны найти отражение в сознании потерпевшего, вызвать определенную психическую реакцию, как правило негативную. Например, чувство боли в области шеи, осиплость голоса пациента после операции по удалению зоба является моральным вредом, который однозначно входит в понятие «повреждение здоровья». В подобных случаях моральный вред трактуется как «вид имущественной ответственности для случаев причинения вреда здоровью» (п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. №3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья»)[7].
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Компенсация морального вреда возможна при следующих общих условиях: наличие морального вреда; неправомерное действие, нарушающее неимущественные права личности, причинная связь между неправильным действием и моральным вредом; вина причинителя вреда.
Общие критерии, которые должен принимать во внимание суд при определении размера компенсации морального вреда:
- степень вины причинителя вреда;
- характер и степень физических и нравственных страданий, которые должны оцениваться с учетом фактических обязательств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего;
- требования разумности и справедливости;
- иные заслуживающие внимание обстоятельства[8].
Глава 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда» является правовым основанием гражданско-правовой ответственности в связи с причинением вреда при ненадлежащем оказании медицинской помощи. Так, ст. 1064 ГК РФ выражает принцип генерального деликта, согласно которому вред, причиненный субъекту гражданского права, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; ст. 1068 ГК РФ предусматривает ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых обязанностей (специальный деликт). Вместе с тем в медицинской деятельности при диагностировании и лечении часто используются предметы, вещества, представляющие собой источники повышенной опасности. К ним могут быть отнесены, в частности, рентгеновские и лазерные установки, сильнодействующие лекарственные препараты, некоторые методы диагностирования и т.п. В случае отнесения законодателем отдельных видов медицинских услуг к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, медицинское учреждение должно нести гражданско-правовую ответственность и как владелец источника повышенной опасности на основании ст. 1079 ГК РФ. Обязательным основанием возникновения деликтной ответственности является факт причинения вреда. Под вредом понимается умаление, уничтожение какого-то блага, наличие неблагоприятных последствий для жизни и здоровья пациента. Неблагоприятные последствия могут выражаться в недостижении планируемого результата оказания медицинской помощи, осложнении основного заболевания, а также в возникновении ятрогений как нежелательных или неблагоприятных последствий проведенных медицинских мероприятий.
Кроме материального возмещения за вред здоровью, причиненный ненадлежащим оказанием медицинской помощи, пациент может предъявить требования об уплате неустойки, связанной с нарушением сроков исполнения его законных и обоснованных требований, ссылаясь на законодательство о защите прав потребителей. Для граждан неустойка как форма гражданско-правовой ответственности представляется наиболее привлекательным и удобным средством «упрощенной компенсации потерь, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением должником своих обязательств»[9]. Неустойка взыскивается за сам факт нарушения обязательства, и нет необходимости представления пациентом доказательств подтверждения причинения вреда здоровью и его размера. Закон «О защите прав потребителей» предусматривает взыскание неустойки в случае нарушения сроков: либо выполнения работ (оказания услуг) (ст. 28 Закона), либо удовлетворения требований потребителя, связанных с обнаружением недостатков оказанной или оказываемой услуги (ст. 29 Закона). Обязанность уплаты неустойки, как самостоятельная форма гражданско-правовой ответственности, напрямую зависит от доказанности неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства и носит зависимый дополнительный характер. В Законе «О защите прав потребителей» устанавливаются ограничения относительно размера неустойки: сумма взысканной неустойки не может превышать цену отдельного вида оказания услуги или общую цену заказа.
Таким образом, исследования, направленные на решение данной проблемы, несомненно будут способствовать повышению качества оказания медицинских услуг российским пациентам, обезопасят и оптимизируют работу медицинских работников, учреждений и организаций.
Список литературы:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 6 июня 2002 г. N 115-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2003. N 1; неопубликованное Определение Конституционного Суда РФ от 4 октября 2006 г. N 441-О.
2. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 23.11.2009 г.) // СЗ РФ. 15.01.1996.№3.Ст. 140;
3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (ред. от 28.09.2010 г.) // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. N 33. ст. 1318;
4. Закон РФ от 28.01.1991 г. № 1499-1 (ред. от 24.07.2009 г.) «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 04.07.1991. №27. Ст. 920.
5. Постановление Правительства РФ от 13.01.1996 г. № 27 «Правила о предоставлении платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // СЗ РФ. 15.01.1996. №3.Ст. 194;
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 20 декабря 1994г. «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // «Российская газета», N 29, 08.02.1995;
7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. №3 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья» // Российская газета. 14.07.1994. № 131;
8. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) // СЗ РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301;
9. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 2001. - С. 483.