В течение последних десяти лет в северных провинциях Китая наблюдался экономический рост. Таким образом, этот регион обладает огромным потенциалом потребительского рынка и ценным рынком экспорта для стран Тихоокеанского бассейна, включая США, Японию и Корею.
С другой стороны, Дальний Восток России богат природными ресурсами и имеет высокоразвитые действующие порты и транспортную инфраструктуру. Его географическое положение идеально для того, чтобы извлечь выгоду из растущей потребности Китая в природных ресурсах.
Использование российских портов юга Приморья помогает удешевлению стоимости товаров китайского экспорта и импорта, то есть поднятию их конкурентоспособности, ведет к более полному использованию мощностей российских портов Приморья. Порты Приморского края обслуживаются, в основном, судами ближнего плавания из Кореи и Японии, нет ни одной крупной судоходной компании, чьи суда делали бы прямой заход в порты Дальнего Востока России.
Суть проекта «Приморский транзит» основывается на транзите китайских товаров внешнеэкономической деятельности северо-восточных провинций КНР с США, Кореей и Японией через российские порты юга Приморья, вместо традиционного пути через порт Далянь. Схема пути доставки контейнеров представлена на рисунке 1.
«Приморский транзит» органически вписывается в американо-российский проект «Восток-Запад». Решение ряда проблем по нему, в частности, снижение таможенных, транспортных, стивидорных тарифов, ставок и сборов, упрощение таможенного и других видов оформления грузов и пассажиров при пересечении границ, являются составной частью задач, входящих в проект «Восток - Запад», и над их решением работает администрация Приморского края, Морская администрация порта Владивосток.
Рассчитав суммарную протяженность маршрутов в трех направлениях по двум вариантам (существующему и альтернативному), видно, что предложенный вариант является предпочтительней.
Для сравнительного анализа двух вариантов была рассчитана сквозная тарифная ставка себестоимости перевозки одного контейнера. Сквозная тарифная ставка определяется путем суммирования себестоимости доставки груза на различных видах транспорта и себестоимости перевалки груза с одного вида транспорта на другой.
Таким образом стоимость и время транспортировок судами как ближнего, так и дальнего плавания через Дальний Восток России гораздо меньше, чем время транспортировок через северо-запад Китая.
Помимо этого, предложенный вариант обладает еще и следующими преимуществами:
1 Благодаря высокоразвитой и действующей инфраструктуре Дальнего Востока России, Коридор потребует лишь минимального количества капиталовложений.
2 Дальний Восток России обладает большим потенциалом знаний и опыта в области обработки груза.
3 Торговые отношения между Китаем и Россией и их торговыми партнерами постоянно развиваются.
4 Время транспортировки и тарифы весьма конкурентоспособны.
Но, несмотря на многие «плюсы», альтернативный вариант все-таки обладает и существенными недостатками, это:
1 Отсутствие унифицированных таможенных правил о Российско-Китайской границе.
2 Разница во времени между Россией и Китаем.
3 Неразвитая система пересечения Российской границы, что может вызвать задержки.
4 Неблагоприятное общественное мнение о России как транзитной стране.