WebMoney Transfer имеет свою систему обозначения денежных средств, рубли в ней помечены как WMR. Согласно правовой системе «Гарант», WMR является ценной бумагой, и операции с ними должны квалифицироваться согласно главе 7 ст. 142-149 ГК РФ. Так было до опубликования 23 декабря 2010 года проекта Федерального закона «О национальной платежной системе», где законотворцы указали, что электронные деньги - это средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами, и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, может передавать распоряжения с использованием электронных средств платежа.
Таким образом, электронные деньги приравняли к обычным денежным средствам, и безналичные расчеты, если законопроект примут, будут регулироваться в полном объеме, а не фрагментарно, как это было раньше.
Согласно проету Федерального закона «О национальной платежной системе» все платежные системы, - ЭПС, карточные, системы денежных переводов, - станут работать по одним правилам, за соблюдением которых будет следить Банк России. За ним будут закреплены функции надзора и наблюдения в национальной платежной системе. Законопроект содержит нормы, определяющие полномочия Банка России в этой сфере, перечень применяемых принудительных и предупредительных мер воздействия.
Как уже стало ясно, основной акцент в законопроекте сделан на сфере электронных платежей. До сих пор все платежи и взаиморасчеты посредством интернет-денег оставались неурегулированными и не имели правовой основы. Хотя потребность создания такого закона возникла уже давно, ведь согласно статистике самой WebMoney в ней зарегистрировано более 13 млн. участников, а число транзакций в неделю между всеми ее участниками превышает полмиллиона. Согласно данным ассоциации «Электронные деньги», суммарный оборот отрасли уже превысил 40 млрд рублей.
Но что же говорят представители самых ЭПС? Приведу мнения представителей двух самых крупных электоронных платежных систем России - WebMoney Transfer и Яндекс.Деньги.
PR-директор WebMoney Transfer Ксения Великина так отозвалась о законопроекте: «Появление конкретного текста законопроекта - важная веха, ведь речь идет о новом состоянии российских платежных систем, где есть четкие определения и трактовки терминов. Для нас важно, что государство признало электронные деньги полноценным средством расчетов, например по зарплатам и налогам, и то, что рынок электронных платежей будет регулироваться законом - очевидный плюс».
«Все основные игроки внимательно следили за подготовкой закона как раз ради того, чтобы в финале можно было обсуждать единые правила игры. Правовая модель, которую предложили Минфин и Центробанк, близка к той, что сейчас действует в Европе на рынке электронных денег. В США и Европе регулирование электронных денег существует много лет и споров о том, нужно это или нет, не возникает»,- говорит гендиректор платежной системы «Яндекс.Деньги» Евгения Завалишина.
В законопроекте отражено положение, которое обязывает всех операторов электронных денег получить лицензию кредитной организации. Но операторам необязательно становиться банком, они могут быть и небанковскими кредитными организациями (НКО). Предполагается, что это будут специальные небанковские кредитные организации, с упрощенным лицензированием, предоставляющим право только на осуществление денежных переводов без открытия банковских счетов. Банк России будет устанавливать для них порядок составления и представления отчетности, отдельные нормативы. Этим дополнительно будут обеспечена сохранность денежных средств граждан в электронном виде.
Но, к сожалению, еще не все воспринимают электоронные деньги как серьезный инструмент взаиморасчетов. Так, 11 января 2011 года в своем блоге небезызвестный Сергей Мавроди написал, что хочет создать МММ-2011 («Мы можем многое-2011»), и в качестве инструмента для нового мошенничества он избрал WebMoney. Вот цитата с блога Мавроди: «Они (участники системы - прим.) не деньгами даже обмениваются, а вебмани, которые формально вообще ничто. Обычные фантики». Ошибается великий комбинатор. Согласно Соглашению о борьбе с незаконной торговлей, финансовыми махинациями и отмыванием денежных средств, опубликованном здесь, WebMoney Transfer, не являясь финансовым учреждением и не проводя финансовых операций, признает правовые нормы, в том числе международные, направленные на борьбу с незаконной торговлей, финансовыми махинациями, отмыванием и легализацией денежных средств, полученных незаконным путем. В Соглашении приводится определение, что такое финансовая пирамида: «мошенническая структура, организаторы которой перераспределяют и используют в своих личных интересах средства, полученные от ее участников под обещание высоких процентов прибыли». Описание пирамиды, которую собрался создавать Мавроди с помощью «фантиков», идеально подходит к этому определению. И конечно же, создание подобной пирамиды запрещено Соглашением.
Законопроект окончательно примут в 2011 году, и тогда никто не сможет называть электронные деньги «обычными фантиками» и вводить в заблуждение граждан.