Личностный опыт религиозного обращения в романе М. Кучерской «бог дождя»: своеобразие художественного решения - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Личностный опыт религиозного обращения в романе М. Кучерской «бог дождя»: своеобразие художественного решения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Религиозные чувства - одна из самых древних, загадочных и необыкновенных особенностей человеческого сознания, которая принимала различные формы в ходе истории человечества. В России на протяжении почти всего двадцатого века коммунизм стремился стать своего рода религией, заменив традиционное для нашей страны православие. Компрометация этой тоталитарной идеологии, а затем и упадок СССР как государства открыли перед русскими людьми, выросшими в атмосфере атеизма, глубину духовной пустоты. Это стало причиной стремления многих вернуться к религии, в 90-е годы в нашей стране люди начинают приходить к вере уже в зрелом, сознательном возрасте.

Данный феномен религиозного обращения привлекает внимание психологов, социологов священнослужителей. Чаще изучением этой области занимались зарубежные ученые, среди которых особое внимание стоит уделить В. Джемсу, рассматривающему в своей книге «Многообразие религиозного опыта» психологический аспект религиозной жизни. Верующих он разделил на две группы: тех, кто родился один раз, и на рожденных дважды. Первые стремятся к счастью,  считают, что сама жизнь является хорошей, а Бог - это источник добра, тогда как «рожденные дважды» видят всё зло мира, свои и чужие грехи, воспринимают жизнь как страдание, их мироощущение основано на душевной болезненности. В. Джемс также указал на два типа обращения к вере: один сознательный и активный, напоминающий эволюцию, другой - пассивный и бессознательный, который стоит признать основным. В итоге душевного потрясения моментально совершается полный разрыв между старой жизнью и новой, и в личности утверждается совокупность чувств, действий и опыта, связанных с тем, что она почитает Божеством. Современная наука пополняет теорию Джемса, концентрируя внимание на содержании (Р. Тоунесс), мотивации (Дж. Лофланд и Н. Сконов), способе обращения (М. Макгайр) или усвоению норм и ценностей религии (Р.М. Раян). Современная художественная литература осваивает проблему воцерковления более осторожно. Роман М.Кучерской «бог дождя» (2006) может считаться одним из самых талантливых решений  сложной темы.

Произведение  М.Кучерской представляет собой рассказ об обычной  студентке, в семнадцать  лет пришедшей к вере, которая изменила всю ее жизнь. Доверие роман вызывает своей субъективностью, исповедальностью, по-видимому, иначе и нельзя передать глубоко личный опыт вхождения человека в веру. Название  - «бог дождя» - может служить ключом к  его пониманию. М. Кучерская настаивает на написании слова «бог»  с маленькой буквы: ее героиня  проходит  важнейшие этапы приобщения к православию, но до конца романа  все же во многом остается язычницей, на что указывает ее связь с природной стихией дождя. В то же время образ дождя, проходящий через весь роман, отсылает к  древнему значению очищения, обновления. Дождь также характеризуется текучестью, неустойчивостью,  и у главной героини книги  подвижная, мятущаяся, не знающая покоя душа.

Анализ данного романа, в силу его явной связи с православной традицией, возможен через призму понятий Любовь и Благодать. Любовь - одно из самых сокровенных имен Божиих. Ключевой смысл слова «Благодать» раскрывается на протяжении всего произведения: иногда открыто, иногда на ассоциативном уровне. Именно  Благодать помогает героине двигаться по пути познания веры. В святоотеческой традиции  духовная жизнь зачастую и определяется через  отношения Божественной благодати и человека. Имя главной героини романа Кучерской - Анна - само означает в переводе с древнееврейского «благодать» и восходит к истокам христианской веры (св.Анна - мать Пресвятой Богородицы). Путь Ани в романе проходит через приближение и отдаление от Божественной благодати. Этот путь - непростое испытание, которое выбирает человек ради спасения своей души. 

Роман «бог дождя» предваряется эпиграфом из стихотворения Гёльдерлина «К Эфиру». Оно о тщетности человеческого существования и о поиске путей выхода из земной обители, о стремлении к познанию нового мира.  Гёльдерлин,  Вергилий и их вдохновенный истолкователь, профессор классической филологии Журавский, становятся первыми проводниками Ани в мир религии. Фамилия Журавского у Кучерской соотносится с древним символом -  птицей,  соединяющей мир небесный с земным. В Древней Греции журавль был посланцем бога Аполлона, а библейский пророк Иеремия приводит в пример заблудшему народу журавлей как обладателей высшей мудрости.

В поисках веры героиня Кучерской ищет «человеческие свидетельства» существования Бога. В дорогих ей людях Аня находит разные его проявления: мудрость, строгость, понимание, любовь. «Встреча» с Журавским, Петрой, отцом Антонием играет решающую роль в ее духовном развитии, но дает успокоение  душе лишь на время, так как во главу угла она ставит человека, и смерть одного, разочарование в других приводят Аню к отчаянию.

Внутреннее развитие главной героини в романе движется по спирали, финал его  открыт, однако читатель вместе с Аней чувствуют, что зерно веры в ней проросло, и впереди  жаждущую душу ждет Встреча с Богом. Ведущим в финале становится образ Дома, а возвращение героини на родину символизирует ее возвращение к православию.

«бог дождя» М.Кучерской по всем внешним признакам соответствует миметической концепции романа. Поступки его героев жизнеподобны и обоснованы психологически, социально, но это не мешает «символическим»  решениям текста. Представление о том, что Божественная истина не может быть выражена в земном языке непосредственно, постепенно отливается в иносказательное воплощение духовных материй, которое не «растворяется» в психологии. Именно религиозное видение мира позволяет разглядеть Божественный промысел в суетном мельтешении повседневного существования. Традиционная православная догматика, которую осваивает героиня Кучерской, не иллюстрируется, а проверяется изобразительным планом романа, входит с ним в столкновение, «высекая» смысл. Символическая глубина образов, полемическая заостренность, эмоциональность, отражающаяся в напряженных раздумьях над догматикой и соотнесении ее с личностным опытом - все это показатели художественных достоинств романа Кучерской и достоверности свидетельства духовного поиска человека наших дней.

Просмотров работы: 22