КОРРУПЦИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

КОРРУПЦИЯ КАК СЛЕДСТВИЕ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ИЗДЕРЖЕК

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время проблема бюрократизма превратилась в одну из ведущих социальных проблем современности, а минимизация его негативных последствий и издержек является одной из приоритетных задач государства. Бюрократизм выступает неизбежным следствием организации государственного и муниципального управления. О бюрократизме можно говорить тогда, когда государственные и муниципальные служащие перестают ориентироваться на интересы общества и государства, а сосредотачивают свое внимание на удовлетворении собственных потребностей. Его сущность заключается в создании административных барьеров, искусственных затруднений в ходе управления, пренебрежение сутью дела ради соблюдения формальностей и получения выгоды.

Чиновники часто преднамеренно создают препятствия с целью увеличения спроса на их услуги. Часть управленцев, обладая властными, экономическими и финансовыми ресурсами решает за соответствующее вознаграждение проблемы богатых членов общества вместо того, чтобы заниматься вопросами общественного развития. Все многообразие бюрократических проявлений, к числу которых относятся волокита, злоупотребление документальностью, административная пассивность, трудоустройство «по знакомству» порождают коррупционные отношения в обществе.

Коррупция - это извлечение выгоды из  своего служебного положения. Наиболее полное, целостное определение коррупции представлено в Федеральном законе от 25.12.2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с ним коррупция представляет собой злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами[1]. В настоящее время коррупция стала носить системный характер, превратившись в один из фактических элементов функционирования органов власти. Очевидно, что различные виды злоупотреблений пронизали сверху донизу не только все уровни федеральной, региональной и местной власти, но и многие сферы общественной жизни, такие как здравоохранение, образование, и без коррупции экономическая и политическая система страны, фактически, уже не могут существовать. При этом новые, некоррумпированные кадры, попадая в современную бюрократическую систему, вынуждены следовать ее законам, чтобы сохранить свое рабочее место.

Таким образом, в настоящее время проблема коррупции превратилась в одну из основных проблем общества и государства. Поэтому довольно часто проводятся исследования по данной тематике с целью получения наиболее объективного представления о масштабах, сферах распространения и причинах коррупции. Так результаты опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ в ноябре 2006 г., позволяют говорить о том, что большинство россиян знакомо с коррупцией не понаслышке, а сталкивались с ней лично, либо знают о ее процветании из разговоров друзей и родственников. При этом 54% населения страны лично давали деньги или подарки людям, от которых зависело решение их проблем. Чаще всего вступать в коррупционные отношения гражданам приходилось с медицинскими работниками - 51%, с сотрудниками ГАИ - 31%, работниками образования - 29%. Суммируя свой опыт и информацию из других источников, люди говорят, что наиболее поражена коррупцией «власть на местах» - 34% участников опроса, 28% называют ГИБДД, 27% - милицию и 20% - «федеральную власть, правительство». Важно заметить, что проблема нарастания бюрократических тенденций и  распространения коррупционных отношений в современном обществе стала чаще волновать российских граждан. Так, анализ исследований ВЦИОМ показывает, что 2,5 года назад лишь 30% россиян считали коррупцию и бюрократизм одной из важнейших проблем государственности, а в настоящее время 41% опрошенных обеспокоены данными негативными явлениями российской действительности[2].

Коррумпированность российского общества - это одна из социально-экономических проблем, требующих пристального внимания со стороны органов власти. Но прежде чем говорить о путях и мерах ее преодоления целесообразно рассмотреть причины столь массового явления, проникшего во все сферы жизни общества.

Результаты исследования, проведенного ВЦИОМ в апреле 2009 г., позволяют утверждать, что большая часть граждан причиной распространенности коррупции считают жадность и аморальность чиновников, причем данная позиция еще больше укрепилась - если в 2008 г. 39% россиян называли данную причину главной, то в 2009 г. 44% опрошенных поддержали подобную позицию. Напротив, продолжает снижаться доля тех, кто усматривает корень проблемы в неэффективности законодательства (с 37% в 2006 году до 34% в текущем году). Реже всего россияне склонны видеть источник коррупции в низком уровне правовой культуры и законопослушания подавляющего числа населения (18-21% в 2006-2009 гг.).

Анализ публикаций, результатов исследований по проблеме коррупции позволяет к числу причин коррупции отнести следующие. Во-первых, это падение как в обществе в целом, так прежде всего в органах государственной власти и местного самоуправления морали, нравственности и этических представлений. Во-вторых, рост коррупции обусловлен несовершенством нормативной правовой базы, ориентированной на регулирование отношений в данной сфере. В-третьих, причиной превращения коррупции в повсеместное, массовое явление стало отсутствие системных мер, направленных на минимизацию ее последствий.

Очевидно, что в современном обществе система коррупции стала самоподдерживающейся, самовоспроизводящейся, саморазвивающейся и поэтому борьба с ней дело не только длительное, но и кропотливое, ввиду чего целесообразно применять как законодательные, так и организационные, финансовые, кадровые мероприятия. Борьба с коррупцией в настоящее время должна носить системный характер.

В связи с огромным количеством проблем, которые порождают в обществе коррупционные отношения, необходимо рассмотреть технологии, направленные на ограничение коррупции. Среди них можно выделить следующие:

1. Обеспечение максимальной прозрачности деятельности чиновников. Для реализации данного способа противодействия коррупции целесообразно применять такие механизмы:

- создание «горячих линий» и «телефонов доверия» (однако по данным опроса ВЦИОМ треть россиян чаще всего не готовы к тому, чтобы проинформировать кого-либо о фактах коррупции);

- обеспечение регулярного участия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления в программах телерадиокомпаний;

- использование интернета с целью информирования граждан о работе органов власти и обеспечение доступа к общественно-значимой информации;

- создание интернет-страницы для отзывов о качестве и эффективности работы структурных подразделений органов власти и др.

2. Создание эффективно действующей системы воспитания неприятия коррупционного поведения. Необходимо разработать и повсеместно внедрить мероприятия по усилению антикоррупционной составляющей на всех уровнях образования. Более того, подобное воспитание целесообразно начинать со школы.

3. Разработка надежных правовых механизмов общественного контроля за деятельностью чиновников. Необходимо усилить общественный контроль за работой органов власти и их аппарата как на федеральном, региональном уровне, так и на уровне местного самоуправления. Более активной в этой связи должна стать деятельность Общественной палаты, одной из основных функций которой является общественный контроль за деятельностью исполнительных органов государственной власти.

4. Активное привлечение средств массовой информации для проведения разъяснительной работы с населением:

- информирование населения о дополнительных каналах связи для сообщений о коррупционных правонарушениях;

- проблемные выступления и целевые передачи на телевидении и радио;

- размещение социальной рекламы антикоррупционной направленности и др.

5. Увеличение количества мероприятий, направленных на снижение коррупционных проявлений непосредственно в чиновничьей среде:

- усиление профилактической работы по преодолению коррупции среди государственных и муниципальных служащих;

- распространение практики ротации государственных и муниципальных служащих с должности, на которой возможна вероятность получения взятки на должности, где такая возможность исключена;

- формирование эффективной системы оплаты труда и создание антикоррупционных стимулов в виде дополнительных льгот и гарантий, что будет способствовать повышению социального статуса государственных и муниципальных служащих и желания дорожить своей работой;

- введение практики декларирования не только доходов, но и расходов чиновников, их жен и несовершеннолетний детей, а также предоставление налоговых деклараций совершеннолетних детей и близких родственников.

Однако предлагаемые меры не смогут дать нужных результатов без идеологического воспитания каждого чиновника. Так одним из важнейших направлений антикоррупционной стратегии в зарубежных странах является внедрение «административной морали», представляющей собой этические и дисциплинарные нормы, которые отражены в кодексах этики и служебного поведения чиновников. Широко известны Кодексы этики в США, Кодекс поведения и программа утверждения принципов честности и неподкупности во всех сферах жизни общества в Великобритании, внедрение «культуры прозрачности» посредством реализации программы OPEN - онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации в Корее. Важно заметить, что в России данная практика действия кодексов этики не получила широкого распространения. Однако в этом году Минздравсоцразвития России завершило работу над проектом Типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих. В кодексе обозначены требования к антикоррупционному поведению государственных и муниципальных служащих, описаны нормы обращения со служебной информацией, зафиксирована ответственность за нарушение кодекса.

В отдельных регионах РФ кодексы этики и служебного поведения государственных гражданских служащих все же приняты и действуют. К числу таких областей относятся Белгородская (Кодекс поведения государственного гражданского служащего Белгородской области, утвержден распоряжением губернатора Белгородской области от 5 августа 2005 г. №579-р), Тамбовская, Челябинская и др. Кодексы служебной этики муниципальных служащих действуют в Нижнем Новгороде (утвержден решением межведомственного совета по противодействию коррупции при главе администрации города Нижнего Новгорода 07 апреля 2010 г.) и Волгограде (утвержден решением Волгоградской Городской Думы от 15 сентября 2010 г.).

Таким образом, целесообразно активно практиковать кодексы этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих, что позволит сформировать должный уровень морали в системе государственной и муниципальной службы, повысить нравственную ответственность чиновников за свою профессиональную деятельность, доверие граждан к органам государственной власти, местного самоуправления и исключить злоупотребления в органах власти в целом.

Безусловно, внедрение рассмотренных технологий в практику управления не искоренит коррупцию ни в органах власти, ни в сферах общественной жизни. С этим согласны 58% россиян, исходя из результатов социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в апреле 2009 г. Несмотря на это 37% наших сограждан верят в то, что коррупцию победить можно, но только политической волей и решительностью властей и общества. Но чтобы искоренить коррупцию, необходимо изменить всю существующую среду, так как даже роспуск и замена всего чиновничьего аппарата приведет лишь к власти других коррупционеров. Поэтому целесообразно менять сознание и отношение людей к коррупции, что требует долгой и кропотливой работы. Однако рассмотренные технологии позволят минимизировать коррупционные издержки и будут начальным этапом в повсеместном искоренении коррупционных отношений в российском обществе.

Просмотров работы: 26