Налоговая система РФ: понятие и принципы построения - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Налоговая система РФ: понятие и принципы построения

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [1].

В пункте 1 статьи 12 НК РФ законодатель определяет структуру системы налогов и сборов, устанавливаемых в РФ [3]. Система налогов и сборов в России отражает федеральное устройство российского государства и представлена тремя уровнями:

Федеральные налоги и сборы;

Региональные налоги и сборы;

Местные налоги и сборы.

Выделение трех уровней системы налогов и сборов в РФ позволяет четко дифференцировать полномочия представительных органов различных уровней в отношении конкретных видов налогов и сборов.

В Российской Федерации используются базовые принципы А. Смита, которые закреплены Конституцией РФ и другие, сформулированные на основе опыта и практики современной системы налогообложения:

Принцип единства. Единство налоговой системы закреплено в ряде статей Конституции РФ. Так, например, статья 114 п. 1 пп. б Конституции РФ, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Принцип подвижности (пластичности). Этот принцип гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства [2];

Принцип всеобщности налогообложения закреплен статьей 3 п. 1 НК РФ. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

Принцип равенства налогообложения предполагает равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

Принцип справедливости предусматривает фактическую способность налогоплательщика уплачивать налог и обязательность каждого участвовать в финансировании расходов государства;

Принцип экономической обоснованности - налоги и сборы должны иметь экономическое

основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

Принцип недискриминационности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применятся по-разному исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;

Принцип определенности - акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения;

Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика - все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов);

Принцип однократности налогообложения - один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения.

Принципиальная концепция, лежащая в основе формирования формирования налогового законодательства Российской Федерации, - создание системы законов о налогах прямого действия, исключающей издание конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов. Именно законодательная основа налогов, исключающая возможность неоднозначного толкования тех или иных положений, создает необходимые условия для подлинной защиты прав налогоплательщиков.

Список использованных источников:

1. Райзберг Б. А., Лозовский А. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

2. Черник Д. Г., Майбурова И. А. Налоги: учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 479 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации с изм. и доп. на 1 сентября 2010 года. - М.: ООО «Рид Групп», 2010. - 800 с.

Просмотров работы: 312