Опираясь на многовековой опыт русского и западноевропейского ювелирного дела, мастер разрабатывал эскизы и модели, в которых творчески переработаны и обобщены элементы различных художественных стилей: готики, рококо, классицизма, барокко, модерна и народного искусства. Опираясь на традиции, внося новые мотивы и технические приёмы, К. Фаберже выпускал изделия высочайшего уровня (часы украшения, сервизы, портсигары, пасхальные подарки и т.д. ). Он привлекал к этому лучших художников, ювелиров и мастеров.
Пасхальные яйца - знаменитая серия ювелирных изделий фирмы К. Фаберже. Она создавалась в 1885-1917 гг. для российской императорской семьи и частных покупателей (71 штука). Особая заслуга Фаберже заключается в том, что он впервые использовал в своих изделиях наряду с драгоценными металлами и эмалью уральские сибирские самоцветы, драгоценные камни Кавказа и другие материалы.
Для нас особый интерес представляет использование скани как способа художественной обработки металла, широко используемого в создании разнообразных пасхальных яиц фирмы К. Фаберже. Большую часть их выполнил мастер - ювелир Михаил Перхин.
Скань или филигрань - один из древнейших видов художественной обработки металлов, широко известных ещё в древней Руси ( IXв.) Название «филигрань» происходит от латинских слов filum - нить и granum - зерно; «скань» - от древне славянского - свить, скрутить. Название указывает на особенность технологии. Для изготовления филигранных изделий использовали скрученные проволочки и «зернь», т.е. маленькие металлические шарики. Скань обычно выполняют из серебра, золота, платины, мельхиора, меди, латуни и нейзильбера. Благодаря очень малому количеству примесей эти металлы настолько мягки, что способны вытягиваться в особо тонкую проволоку (например, из одного грамма золота может быть вытянута нить 2500 метров). Проволоку протягивают вручную, щипцами через ряд отверстий в стальной пластине, а затем используют для выполнения сканного ажурного орнамента или узора на металлической основе. Нередко орнамент дополняют зернью. Чтобы придать сканным изделиям округлую, сферическую форму используют «выколотки» нужной формы [3;с.47].
Примерами ювелирных изделий, выполненных в технике скани фирмой К.Фаберже, являются пасхальные подарки императора Николая II императрице Александре Фёдоровне: « Яйцо с моделью сибирского поезда», 1900г. (материалы: золото, платина, серебро, алмазы, огранённые розой, рубин, оникс, хрусталь , дерево, шёлк, бархат); «Яйцо - клевер», 1902г.(материалы: золото, платина, алмазы, огранённые розой, рубины). Интересно то, что оба яйца с «сюрпризом». В первом находился заводной золотой поезд, а во втором - четырёхлепестковый цветок клевера как символ семейного счастья. Мастер обоих ювелирных изделий - Михаил Перхин.
Уникальные пасхальные яйца фирмы Карла Фаберже можно увидеть в зарубежных музеях и частных коллекциях США и странах Европы. В России уникальные экспонаты находятся в ряде музеев города Москвы (Оружейная палата, коллекция Виктора Вексельберга, Русский национальный музей (частный музей Александра Иванова), Минералогический музей им А.Е. Ферсмана РАН).
Изучение наследия К.Фаберже помогает современным мастерам постигать тайны ювелирного искусства. По мотивам изделий Фаберже нами выполнено пасхальное «Яйцо с янтарём» в технике скани. Материалы: серебро 925 пробы, перегородчатая эмаль, янтарь. Изделие выполнено в следующей последовательности:
1) создание эскиза;
2) изготовление формы из гипса (на основе куриного яйца);
3) плавка и прокат металла;
4) протягивание проволоки из серебра;
5) сбор элементов скани «огурцы»;
6) расположение элементов скани по форме заготовки и их склеивание;
7) пайка деталей изделия;
8) освобождение изделия от формы (ультра - звуковая ванна);
9) отбеливание заготовки (лимонной кислотой);
10) полирование изделия;
11) закрепление янтаря;
12) роспись лаком;
13) сушка.
Изделия фирмы Карла Фаберже, выполненные более ста лет назад, являются эталоном ювелирного искусства. Их отличают новаторство инженерной мысли, мастерство обработки различных материалов, тонкий художественный вкус. В конце XX - нач. XXI века интерес к продукции фирмы необычайно возрос. ЮНЕСКО объявило 1992 год «Годом Фаберже». Открылись выставки в Москве, Петербурге, США, Лондоне, Париже. Всё это способствовало накоплению знаний об изделиях фирмы, их научному изучению, выявлению подделок, пополнению Центральных музеев России новыми экспонатами [5;с.39].
Список использованной литературы
1. Буркат Г.К. Серебрение, золочение, палладирование и родирование.- Л.: Машиностроение, 1984.
2. Марченков В.И. Ювелирное дело: Практическое пособие, 3-е изд., перереб. и доп. - М.: Высшая школа, 1992.
3. Новиков В.П., Павлов В.С. Ручное изготовление ювелирных украшений. - Л.: Политехника, 1991.
4. Онуфриева И., Миронова Е. Пасхальные сюрпризы Карла Фаберже // Юный художник . 1990. №7. - С.37-40.
5. Постникова-Лосева М.М. и др. Золоте и серебряное дело XV - XX вв. - М.: Наука, 1983.
6. Постникова-Лосева М.М. Русская золотая и серебряная скань. - М.: Искусство, 1981.
7. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. - М.: Высшая школа, 1981.
8. Флеров А.В. Художественная обработка металлов. - М.: Высшая школа, 1976.
9. Федотов А.И., Улановский О.О. Граверное дело. - Л.: Машиностроение, 1981.