Беря кредиты, мы стараемся покрыть дефицит федерального бюджета, что в свою очередь должно послужить к улучшению социально-экономического уровня жизни населения страны. Но раз мы берем, то должны это отдать, а отдаем мы деньги опять же населения страны, деньги налогоплательщиков - получается замкнутый круг.
В любой ситуации, чтобы избавиться от какой-либо проблемы необходимо в первую очередь избавиться от ее причины. В случае с госдолгом это бюджетный дефицит. Если в государстве профицит бюджета, то это позволяет, во-первых, прекратить внешние заимствования, что в свою очередь остановит рост годолга; во-вторых, позволит выплатить часть внешнего долга, что приведет к его уменьшению; в-третьих, позволит направить средства на установление социально-экономического состояния населения.
Сложность в том, что в условиях экономического кризиса невозможно добиться профицита бюджета, в особенности, когда экономики стран так сильно зависят друг от друга и от экономики США в особенности. Поэтому это не решение в данной ситуации.
Перейдем к анализу статистики государственного внешнего долга.
Первое, что следует отметить, что в перечне стран по размерам госдолга по состоянию на 1 января 2010г. Россия занимает 22 место после таких стран как США, являющегося лидером; Великобритании; Германии; Франции; Италии; Японии и др. Однако они используют внешние заимствования таким образом, что они приводят к увеличению общего объема финансовых ресурсов государства, которые они в свою очередь направляют на собственные производства, изготавливая товары и предоставляя услуги, в том числе и своим кредиторам, на чем и зарабатывают, ведь готовая продукция в любом случае дороже сырья.
Второе. В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года по данным Международного валютного фонда составил 37,6 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. По состоянию на апрель 2010 года объем внешнего долга снизился, составив $31,1 млрд, или 2,5% ВВП. Однако в сентябре 2010г. он уже составлял 41,5 млрд., после чего опять начал снижаться и на 1 ноября 2010г. составлял 40,8 млрд. долларов. Это в свою очередь говорит о стабилизации государственной политики по выплате внешнего госдолга. Для сравнения, наихудшее положение было после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 100,0 % от ВВП, а на начало 1999 года внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП.
По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008-2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Но новый бюджет на 2011-2013 гг. принят дефицитным. И мы опять возвращаемся к тому, что дефицит бюджета покрывается государственными заимствованиями, что в свою очередь неизбежно влечет к увеличению государственного внешнего долга. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $75 млрд.
Погашать внешнюю задолженность будут из национальных сбережений, что приведет к сокращению благосостояния населения.
По-нашему мнению, необходимо:
1. Создание системы эффективного управления государственным долгом. Это в свою очередь позволит минимизировать совокупные издержки и сократить номинальный объем долга;
2. Совершенствование налоговой системы. Речь не идет о повышении самих налогов. Необходимо жестко контролировать их распределение, четко прослеживать их путь с момента получения (поступления в бюджет) до момента реализации (конечной точки распределения). Ведь доходы в бюджет в настоящее время являются основным источником покрытия государственного долга.
3. Выплачивать строго в соответствии с графиком. Это относится как к дате выплат, так и к их размеру. Иначе не только увеличивается объем долгов, но и проценты по выплатам увеличиваются в зависимости от срока предстоящих платежей.
Изъятие из экономики огромных денег в целях погашения внешней задолженности отодвигает на длительное время возможность осуществления инвестиций в промышленность, развитие инфраструктуры и научно-технического прогресса.
Конечно, сейчас руководство страной нашло выход из данной ситуации - привлекать средства иностранных инвесторов, но этим Россия теряет свою независимость в разработке научных идей и проектов. Кроме того иностранные инвесторы не повысят заработную плату бюджетникам и военным, пенсии и стипендии. А ради этого следует принимать меры к снижению долгового бремени.