ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА АУДИТОРИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РАДИОВЕЩАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА АУДИТОРИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время человек находится под постоянным воздействием радио и телевидения, он не просто фрагментарно воспринимает информацию, распространяемую телерадиокомпаниями - он живёт в пространстве аудиовизуальных средств коммуникации. Средства массовой коммуникации - важнейший фактор создания информационного пространства, оказывающий непосредственное влияние на формирование и развитие личности.

Думается, во многом влияние радио и телевидения реализуется через набор языковых средств, используемых в эфире, который во многом зависит от жанровых и целевых установок, тематики той или иной программы. Программы, транслируемые телерадиокомпаниями, могут и должны являться не только источником информации и развлечения, но и средством эстетического и интеллектуального развития.

Установка на живую речевую стихию языкового сообщества, стремление деятелей радио и телевидения удовлетворить разнообразные речевые вкусы аудитории становятся реальностью благодаря способности современного дискурса радио и телевидения оперативно реагировать на когнитивно-коммуникативные запросы времени. Одной из задач исследования телерадиодискурса, на наш взгляд, является выявление потенциальных возможностей влияния современного телерадиовещания на формирование когнитивно-эстетического вкуса аудитории. Остановимся на одном из аспектов - радиовещании.

Радиовещание как один из способов коммуникации представляет собой особый тип институционального дискурса, обладающий рядом специфических признаков. Говоря о радиодискурсе, как о разновидности институционального дискурса, мы подразумеваем, с одной стороны, речевую деятельность, реализующуюся в радиоэфире, и, с другой стороны, её результат - устно порождаемый текст (радиотекст), мы подчеркиваем, что его (радиодискурса) специфика определяется совмещением прагматических условий, как свойственных дискурсивной деятельности в целом, так и характерных только для данного типа дискурса. Вторая составляющая позволяет, с нашей точки зрения, говорить о радиодискурсе как об особом типе дискурсивной деятельности.

Все участники институционального дискурса подразделяются на агентов (представители института) и клиентов (люди, обращающиеся к ним). К первым относятся те, кто играет активную роль в институциональном общении, в рассматриваемом дискурсе эту функцию исполняют работники радио и телевидения: директора и учредители каналов (радиостанций), сценаристы, авторы и ведущие программ. Ко вторым - те, кто вынужден обращаться к агентам и выступает в качестве представителей общества в целом по отношению к представителям института. В радиодискурсе эту роль играет слушатель.

Анализируя дискурсивное пространство радио, мы считаем необходимым остановится на дискурсивной деятельности коммуникантов. Наиболее показательным примером агента, с лингвистической точки зрения, является радиоведущий, так как радиовещание характеризуется отсутствием визуального сопровождения (на телевидении - «картинка»), и на первый план выходит непосредственно языковая личность ведущего.

Радиоведущий должен играть роль образца лингвокультуры: слушатель в отличие от телезрителя не имеет возможности получать информации из сопутствующих трансферов информации (видеоролик, бегущая строка), всё его внимание сосредотачивается на слуховом восприятии, получаемая информация воспринимается как истина не только на информационном уровне, но и на лингвистическом. Особенно велико влияние «официально звучащей» речи на несформировавшуюся до конца языковую личность, пополняющую свой словарный запас за счёт радиоклише.

Дискурсивная деятельность человека - это речемыслительная деятельность человека, протекающая в определённых событийно-ситуативных условиях. Радио - важнейший фактор создания информационного пространства, с помощью которого социализируется личность, где она формируется, развивается и совершенствуется. В настоящее время многие исследователи говорят о феномене опосредования опыта, когда между индивидом и действительностью стоит множество образных посредников. У человека современной культуры по-иному строятся представления о мире, способы чувствования, темп и ритм жизни. В информационном обществе проблематизирован статус реальности, её изображений и имитаций. Все эти трансформации не являются чем-то внешним, влияющим на отдельные личности: речь идёт о гипермедийном пространстве повседневности. В связи с этим информационный и психологический контексты радиовещания параллельно и в тесной связи формируют личностные качества слушателей в зависимости от способа организации коммуникативной среды, познавательных и перцептивных возможностей аудитории.

Следовательно, обращение ведущего программы к филологическому и психологическому аспекту радиодискурса продиктовано общественной потребностью привлекать аудиторию к радио не только как к источнику информации и развлечений, но и как к просветительскому и дидактическому источнику. Большую роль при формировании когнитивно-эстетического вкуса аудитории играют названия радиопрограмм и их интерпретация радиоведущим. Название как бы создаёт образ программы, а задача ведущего в своей дискурсивной речевой деятельности этот образ раскрыть, при этом его собственная языковая личность должна органично входить в этот образ.

Так, одной из самых популярных программ «Радио России» является программа «Персона грата». Значение фразеологической единицы персона грата - ‛важное лицо, занятный человек, интересный собеседник, желанный гость´ - полностью раскрывает содержание программы, более десяти лет выходящей в эфир». В последнее время это название в России стало весьма востребованным: многочисленные рубрики в прессе и на ТВ, названия пиар-агентств, салонов красоты и просто парикмахерских. Целью данной программы не является пиар, гости программы - люди по-настоящему интересные, настоящие личности, которые многого добились в жизни, оригинально мыслят, увлекательно рассказывают. «Персона грата» - передача популярная. Популярность эта связана, прежде всего, с личностями участников передачи.

В качестве приглашенных персон грата выступают не только видные политические деятели, студию посещают также деятели науки и культуры, известные писатели, художники, музыканты, предприниматели и меценаты.

Важно отметить, что содержание программы полностью соотносится со значением фразеологической единицы, выполняющей роль названия. Содержанию программы отвечает и дискурсивная деятельность радиоведущего, отличающаяся высокой степенью образованности, речевой культуры и эрудиции. Поэтому даже незнакомый с исходной фразеологической единицей слушатель получает полноценное знание об её содержании, обогащая тем самым свой лингвокультурный уровень.

Демократизация системы СМИ привела не только к содержательной перестройке радиодискурса, но и определила смещение познавательного вектора слушателей в сторону развлечений, доля познавательного и обучающего радиовещания неуклонно сокращается. Сокращается при этом  и образцовый характер речи радиоведущего.

Таким образом, при изменении характера востребованных радиопередач  (рост популярности передач развлекательной  сферы) необходимо сохранить высокий уровень языковой культуры радиоведущих, так как речь радиоведущего всегда публична, многие индивидуальные коммуникативные конструкции воспринимаются слушателями как образные выражения, переходят в массовое употребление.
Просмотров работы: 6