СЛОВОТВОРЧЕСТВО Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ В АСПЕКТЕ ТЕОРИИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

СЛОВОТВОРЧЕСТВО Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ В АСПЕКТЕ ТЕОРИИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Словообразовательная мотивация - одно из центральных понятий синхронного словообразования, ввиду того что именно мотивированное слово является его основным предметом изучения: «Современное синхронное словообразование рассматривает мотивационное и словообразовательное как неразрывно связанные явления, при этом первое нередко квалифицируется как сущностно-детерминационный фактор по отношению ко второму» [1, с. 30].

Проблема мотивированности наиболее четко поставлена в «Курсе общей лингвистики» Фердинанда де Соссюра: «Основной принцип произвольности знака не препятствует различать в каждом языке то, что в корне произвольно, то есть немотивировано, от того, что произвольно лишь относительно. Только часть знаков является абсолютно произвольной; у других же знаков обнаруживаются признаки, позволяющие отнести их к произвольным в различной степени: знак может быть относительно мотивированным» [5, с. 163].

В исследованиях разных авторов (И.С. Улуханов, О.И. Блинова, Н.Д. Голев и др.), посвященных данному явлению, отмечается преобладание мотивированных слов в русском языке, что обусловливает важность и актуальность изучения словообразовательной мотивации.

При этом количество мотивированных слов постоянно пополняется за счет использования новообразований в качестве актуализированных носителей текстовой информации. Словотворчество является в современной прозе не самоценным продуктом языковой игры, а полифункциональным лексическим средством.

Один из авторов, воспринявших конструирование индивидуально-авторских новообразований как норму художественного творчества, - Людмила Петрушевская. Поскольку мотивационное непосредственно связано со словообразовательным, необходимо рассмотреть словотворчество данного автора через призму мотивационных отношений.

Мотивированное слово отличается от мотивирующего определенными словообразовательными средствами. В качестве словообразовательных средств при мотивации выступают аффиксы (чаще всего), а также отсечение части основы, закрепленный порядок компонентов и единое ударение на одном из компонентов в сложениях и сращениях. Кроме того, толкование мотивированных слов должно отражать их морфемный состав и связи между морфемами.

Проиллюстрировать данное утверждение новообразованием Л. Петрушевской из рассказа «Смотровая площадка»: ...отсюда и удивляются сведущие, хапкие люди, натыкаясь в дешёвой комиссионке на Н-ском рынке на кресла бидермейер и павловский ампир и тому подобные ценности, безо всякого ума сюда привезённые...[4, с. 90]. Новообразование хапкие создано суффиксальным способом, в роли мотивирующего слова (мотиватора) выступает глагол хапать, означающий «брать, красть, присваивать неблаговидным способом» [3, с. 602] и имеющий просторечный характер и уничижительную окраску, а словообразовательным формантом (средством) является многозначный суффикс -к-, выражающий значение характеристики по отношению к названному мотивирующим словом действию, который присоединяется к усеченной основе мотивирующего слова. Мотивированное слово (мотиват) хапкие реализует сразу несколько сложно переплетающихся значений, заключённых в словообразовательных аффиксе, во внутренней форме (конкретизация словообразовательного значения семантикой производящей основы) и в порождающем его контексте. Таким образом, лексическое значение новообразования хапкие (люди) исходя из основы мотивирующего слова можно определить как «такие (люди), которые склонны к незаконному присвоению чего-либо, выражаемому глаголом хапать».

Префиксальным способом образовано существительное расквартира в следующем контексте: Затем Алла исчезает из поля зрения Зойки, её трёхэтажная расквартира продана по кускам («Западня»). Это регулярная и достаточно продуктивная (особенно в художественной и разговорной речи) словообразовательная модель образования имен существительных «со значением высшей степени проявления качества» [2, с. 430], названного мотивирующим именем существительным. Таким образом, новообразование построено в соответствии с деривационными нормами языка для выражения значения наивысшего качества предмета номинации, выраженного в присоединяемом к основе мотивирующего слова префиксе рас-.

В произведениях Л.С. Петрушевской, отнесенных литературоведами к малой прозе (нами было проанализировано девяносто два рассказа и три повести автора), мы зафиксировали 97 неузуальных фактов языка, причем 67 из них (69,8 %) имеют частеречную принадлежность имени существительного, 11 (11,5 %) - имени прилагательного, 10 новообразований (10,4 %) являются глаголами и особыми формами глагола (причастиями), 6 новообразований (6,3 %) - наречия, 2 новообразования (1,8 %) - местоимения. Таким образом, большинство новообразований Л.С. Петрушевской являются именами существительными, что может быть объяснено общей тенденцией к усилению субстантивного начала в языке конца XX столетия.

Однако очевидно, что нужно проанализировать и частеречную принадлежность слов, мотивирующих данные неузуальные факты языка. Так, среди новообразований - имен существительных можно выделить следующие группы: мотивированные именем существительным (берложка - «маленькая берлога», биб-ка - «библиотека» и другие) - всего 46 единиц, мотивированные глаголом (выступанец - «тот, кто выполняет действие, названное глаголом выступать») - 10 единиц, мотивированные именем прилагательным (хорошенькость - «свойство, названное прилагательным хорошенький) - 2 единицы, мотивированные словосочетанием (кожпальто - «кожаное пальто») - 4 единицы; среди новообразований - имен прилагательных нами выделены мотивированные именем существительным (отдельский - «принадлежащий отделу») - 7 единиц, мотивированные именем местоимением (когдатошний - «произошедший давно (когда-то)») - 1 единица, мотивированные глаголом (хапкие) - 1 единица, мотивированные словосочетанием (малонужный - «нужный мало») - 2 единицы; среди новообразований - глаголов и его особых форм - мотивированные глаголом (подвскрикивать - «негромко вскрикивать») - 7 единиц, мотивированные именем прилагательным (закоряветь - «стать корявым») - 1 единица, мотивированные словосочетанием (сильнопалящие - «палящие сильно») - 2 единицы.

Особое место занимают явления полимотивированности, т.е. обладающие множественностью (неединственностью) мотиваций, на которых мы не останавливаемся в данной статье.

Таким образом, рассмотрение индивидуально-авторских новообразований Л. Петрушевской с позиций словообразовательной мотивации представляет научную ценность как при выявлении характера и лексико-грамматической принадлежности мотивирующих слов, так и (в перспективе нашего исследования) при определении степени мотивированности неузуальных фактов языка.

Библиографический список

  1. Голев, Н.Д. Мотивация и словообразование //Проблемы лексической и словообразовательной мотивации в русском языке: Межвузовский сборник [Текст] / Н.Д. Голев. - Барнаул: Изд-во АГУ, 1986. - С. 30-47.
  2. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 636 с.
  3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов.- М.: Издательство «Оникс», 2008. - 640 с.
  4. Петрушевская, Л.С. По дороге бога Эроса: Повести, рассказы [Текст] / Л.С. Петрушевская. - М.: Олимп - ППП (Проза. Поэзия. Публицистика), 1993. - 336 с.
  5. Соссюр, Ф де. Курс общей лингвистики (Лингвистическое наследие XX века) [Текст] / Ф. де Соссюр. - М.: УРСС Эдиториал, 2007. - 257 c.
Просмотров работы: 10