На первый взгляд кажется, что в русской орфографии на данный момент нет никаких проблем, так как есть утвержденные правила, книжные полки заставлены словарями и различного рода справочными пособиями. К сожалению, можно столкнуться с тем, что один и тот же языковой факт имеет разное объяснение в специальной литературе, а порой просто дается как данность без особого толкования.
Осмысление орфографической теории достигается именно путем изучения орфографических правил, поэтому далеко не безразлично, как они формируются, как излагается в них содержательная языковая сущность [Ларионова, с.44].
Лингвистические знания, положенные в основу орфографического правила, должны стать такой информацией, чтобы правило в целом было информативно для обучающегося письму.
Орфографические правила по видам предъявления информации можно условно разделить на две группы: правила-инструкции и правила-декларации.
На наш взгляд, с точки зрения методики преподавания языка правила-декларации более просты в использовании, нежели правила, содержащие в себе инструкцию к применению.
Приведем одно из подобных правил:
Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-). Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а, а под ударением - о, напр.: раздать (ср. роздал, розданный), расписание, расписка (роспись), рассыпать, рассыпать, рассыпной (россыпь), разливать, разливной (розлив), разыскивать, разыскной (розыск), разжечь (розжиг), распустить (роспуск), разыграть (розыгрыш) [Лопатин, с. 59].
«Вопреки общему правилу» - такая формулировка настраивает пишущего на то, что данное правило стоит «просто запомнить», а не подвергать логике, действующей в общем правиле.И в таком случае существенным для обучения является вопрос о требованиях к содержательной стороне правил орфографии. Общие требования разработал в середине XX в. А. Н. Гвоздев, они включают в себя следующие положения.
Во-первых, орфографические правила необходимо ставить в связь с основными принципами русской графики и орфографии. "Большая часть правил только детализирует основные принципы правописания в приложении к тем или иным разрядам орфограмм; все они и должны быть сформулированы таким образом, чтобы подготовлять и укреплять понимание этих основ нашего правописания. Меньшая часть правил, наоборот, регистрирует отступления от основных принципов; в этих случаях каждый раз должен быть точно отмечен круг этих исключений".
Во-вторых, через орфографические правила следует формировать сознательное отношение к языковым фактам письма, "так как с одним механическим навыком, как бы он ни был развит, невозможно разрешить всех возникающих орфографических трудностей".
Орфографическая норма (в том виде, в каком она сложилась в нашем письме) обязывает иметь навыки разностороннего лингвистического анализа речи, без чего применение правил орфографии практически невозможно. Любое орфографическое правило нуждается, таким образом, в лингвистическом осмыслении. И сегодня ни у теоретиков, ни у практиков не вызывает сомнений тот факт, что грамотное письмо базируется на хорошем знании теории языка.
В-третьих, в орфографических правилах, по мнению А. Н. Гвоздева, нужно указывать взаимосвязанные явления языка, в результате чего "будет создаваться небольшое число широких обобщений, удобных для осознания и запоминания". Такое изложение правил, по мнению А. Н. Гвоздева, "приведет к тому, что многие из них будут объединены и будут поддерживать одно другое" [Гвоздев, с. 83].
Таким образом, орфографическое правило «правописание приставки раз- (рас-) / роз- (рос-)» не соответствует ни одному из 3 основных требований к орфографическим правилам, а, следовательно, приводит к тому, что зачастую пишущий сталкивается с определенными трудностями в выборе гласной в приставке. В таких случаях, он старается обратиться к справочной литературе и словарям, в которых увидит, что и в слове рАзвитость прикорневая морфема ударна, хотя правило гласило, что под ударением пишем рОз-.
Отсюда можно сделать вывод о том, что чем больше будет правил-инструкций, тем логичнее и проще будет руководствоваться ими, нежели правилами-декларациями, которые не дают объяснение языковым фактам, хотя объяснение это обязательно имеется, ведь язык- это саморегулирующаяся система, все ее явления и процессы взаимосвязаны.
Литература:
1. Л.Г. Ларионова. Что такое орфографическое правило. Русская словесность, 2006., №6.
2. В.В Лопатин. Свод правил русской орфографии и пунктуации. М., 2009.
3. И.А. Гвоздев. Избранные труды по орфографии и фонетике. М., 1964.