В настоящее время рынок строительной продукции в России характеризуется достаточно высоким уровнем неопределенности, что угрожает устойчивости конкурентных позиций строительных организаций. Чтобы принимать результативные стратегические решения, руководство компании должно создать направляющие принципы. При этом эти принципы должны быть рассчитаны с точки зрения четкого осознания стратегии компании на рынке и особенностей, характерных для предприятия данной отрасли.
Основополагающим фактором для освоения, удержания и завоевания позиций на рынке строительных услуг является правильное позиционирование и определение маркетинговой стратегии фирмы.
В данной статье будут рассмотрены особенности стратегического управления строительными предприятиями занятыми возведением объектов капитального строительства, а именно производственными и непроизводственными зданиями и сооружениями. В зависимости от назначения строительство сооружений подразделяется на: промышленное строительство (фабрики, заводы, аэродромы, различные предприятия и инженерные сооружения), гражданское строительство (общественные сооружения), гидротехническое строительство (каналы, порты, дамбы, плотины, водохранилища) и т.д.
Маркетинг объектов капитального строительства (ОКС) - относительно новое направление, несколько обособленное от маркетинговых исследований товарной продукции. Поэтому метод сбыта ОКС как предмета инвестиций, организация маркетинговых исследований, критерии принятия решений обладают своей спецификой по сравнению с общеизвестными методами сбыта готовой продукции и услуг.
Объекты инвестиций представляют взаимосвязанную систему средств производства, основной характеристикой которой являются технология и организация производства. Поэтому реализация ОКС - это сбыт, как правило, комплексного товара, предприятия или объекта инфраструктуры, который определяется наличием у производителя (подрядчика) набора технических средств, решений и опыта, обеспечивающих заказчику экономические преимущества по эксплуатации по сравнению с аналогичными объектами у конкурентов. Экономические преимущества ОКС лежат в основе решения основных стратегических задач маркетинга по выбору рыночного сегмента, будущей готовой продукции отрасли, определения размеров объекта и т.д.
Позиционирование строительной продукции ОКС на целевом сегменте рынка - это процесс обеспечения данной продукции и строительной организации наибольших покупательских предпочтений. По опыту маркетинга строительства можно говорить о реальном и оценочном позиционировании. Реальным оно является в том случае, когда ретроспективный анализ продаж, доли сегментов рынка позволяет строительной организации установить положение своего товара на рынке в прошлом. Оценочным оно будет тогда, когда строится прогноз возможной позиции продукции па рынке в будущем, т. к. когда разрабатываются планы маркетинга.
Факторами, определяющими позицию строительной продукции на рынке, являются: цена, качество, имидж товара и фирмы, производительность, эстетичность и другие показатели, характеризующие товар и фирму.
Конечной целью маркетинга ОКС является выработка стратегической линии поведения компании на рынке и в производственной сфере. Стратегия компании представляет собой систему мероприятий в области производства и сбыта продукции на долгосрочный период. Стратегический план как минимум составляется на пять лет, но в него ежегодно могут вноситься необходимые корректировки. Выработка стратегии требует создания определенной организационной структуры, позволяющей маркетинговым подразделениям эффективно разрабатывать предложения по планированию деятельности компании и реализации выработанной стратегии. Это связано с решением двух задач по выбору вариантов стратегии и организации и планированию маркетинга.
Маркетинговое исследование рынка ОКС позволяет установить долю компании на рынке, ее положение по сравнению с конкурентами и перспективу дальнейшего изменения этих двух показателей. Оно выявляет также уровень и перспективы изменения нормы прибыли компании и позволяет сравнить ее с нормой прибыли конкурентов. Конечная цель маркетингового исследования в рамках общей стратегии сводится к повышению (стабилизации или поддержанию) нормы прибыли, к увеличению или стабилизации рыночной доли.