Такие понятия как сотовый телефон, компьютер, сеть Интернет прочно вошли в повседневную и деловую жизнь современного мира. Официальное представительство в Интернет - корпоративный сайт - сегодня неотъемлемая часть практически каждой компании, оно является составляющей фирменного стиля, отражает особенности и направления деятельности компании, сайты являются одной из наиболее динамично развивающихся областей Интернет. Важно не только создать свой сайт, поддерживать, развивать его, но и оценить эффективность этого проекта для компании. С развитием информационных технологий растет прозрачность мира, скорость и объемы передачи информации между элементами мировой системы.
Понятия конкуренции и конкурентоспособности широко исследованы, но продолжают активно рассматриваются в научной литературе. Это обстоятельство отражает признаваемую сложность данного предмета и управления им как явлением экономики. По вопросу об определении самого понятия конкуренции также пока не сформировано единой позиции, можно говорить лишь о распространенных подходах. Конкуренция понимается и как соперничество, направленное на приобретение устойчивых конкурентных преимуществ - активов, знаний, предпочтений покупателей, и как элемент рыночного механизма, и как критерий типа рынка (монополия, олигополия, монопсония и проч.)[6].
Экономисты B. Гpибoв, B. Гpyзинoв в работе «Конкурентоспособность предприятия» рассматривают понятие конкурентоспособности как преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка [1].
Стратегия повышения конкурентоспособности товара или услуги является важнейшей составной частью стратегии фирмы. Объектами прогнозирования - показатели качества продукции, уступающие аналогичным показателям конкурентов.
Развитие малого бизнеса происходит в довольно жесткой конкурентной среде, поэтому малое предприятие должно очень быстро и четко принимать бизнес-решения, адаптироваться к внешним условиям и факторам, внедрять инновации и использовать информационные технологии (ИТ).
В постановлении правительства выделяются критерии для классификации предприятий к микро-, малому и среднему бизнесу. Согласно этому документу, микропредприятиями признаются компании с годовой выручкой, не превышающей 60 миллионов рублей, малыми - 400 миллионов рублей, средними - 1 миллиард рублей. Это постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года. Помимо годовой выручки, параметром является численность работников. В соответствии с законом число сотрудников микропредприятия не должно превышать 15 человек, малого - 100 человек, среднего - 250 человек [5].
Роль малого предпринимательства в экономической жизни страны с рыночной системой хозяйствования определяется тем, что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий, сосредоточена большая часть экономически активного населения и производится примерно половина валового внутреннего продукта.
Социальная значимость малого бизнеса определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий и их наёмных работников, общая численность которых является одной из наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. Развитие малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни.
Конкурентоспособность малого бизнеса может проявляться в квалификации специалистов, работающих на частном предприятии. Малый бизнес, работающих в сфере высоких технологий, также может оказывать серьезную конкуренцию более крупным предприятиям, так как разработка и реализация небольших проектов может быть осуществлена за более короткие сроки и меньшую стоимость[7].
Увеличение оборота и рост производства на малых предприятиях решающим образом зависит от инноваций. Это требуется для выживания компаний на рынке. Инновации становятся ключевым параметром развития любого предприятия.
К инновациям относятся все изменения (новшества), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему конкретную экономическую и/или социальную пользу. Поэтому под инновацией понимается не только внедрение нового продукта на рынок, но и целый ряд других нововведений:
Эти виды инноваций в практике предприятия переплетаются между собой [8].
В настоящее время информационные технологии являются одним из основных инструментов создания конкурентных преимуществ. В нашу эпоху более жесткой международной конкуренции корпорации часто должны вносить коренные изменения в стратегию, использовать на рынках новые инструменты с тем, чтобы поддерживать или наращивать свою рыночную долю, а также доходность своей деятельности. Современные информационные и технологии с их стремительно растущим потенциалом и быстро снижающимися издержками открывают большие возможности для новых фирм, корпораций, так и общества в целом. Успешная деятельность современного предприятия невозможна без систематического и правильного использования информационных технологий. В условиях постоянно меняющейся структуры рынка ИТ на предприятии могут стать одним из важнейших инструментов сохранения и повышения конкурентоспособности.
Говоря об информационных технологиях как факторе конкурентоспособности предприятия, следует определить их основные возможности:
Подводя итог, можно сказать, что информационные технологии являются одним из факторов развития и повышения конкурентоспособности малого предприятия.
Список литературы:
1. Гpибoв В., Гpyзинoв B. Конкурентоспособность предприятия, Москва, 2005г.
2. Информационные технологии управления: Учебн. пособие для вузов/ Под ред. проф. Г.А.Титоренко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
3. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. - М.: , Изд. центр «Академия», 2005.
4. Покровская Н.Н. «Подходы к определению малого предпринимательства», журнал «Личность и Культура». - 2001. - №1/2. - С. 32-34.
5. Российская газета, N 170, 03.08.2010.
6. Салихова Я.Ю., Светуньков С.Г. Формирование маркетинговых стратегий в условиях конкуренции. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007)
7. http://www.kreditbusiness.ru/problems/419-konkurentosposobnost-malogo-biznesa.html
8. http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_C7C12325-B8A7-49F9-B6C7-074D7BB69076.html