ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ «ЮКОС» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ В РОССИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ «ЮКОС»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема экономической преступности вообще и отдельных ее видов, в частности, является довольно избитой как в российской, так и в мировой, экономике. Разумеется, российский научно-исследовательский опыт далеко не столь обширен, как опыт зарубежный, что объясняется, прежде всего, социально-политическими причинами. Исследование экономической преступности в России стало возможным в полной мере только в 90-х годах ушедшего столетия. Кроме того, со многими видами экономической преступности Россия столкнулась тоже примерно в это время.

В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года сказано, что одним из главных стратегических рисков и угроз национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

Сегодня существует множество видов финансового контроля как меры предотвращения и борьбы с экономической преступностью, но как показывает практика - не все они являются  эффективными, что создает реальную угрозу национальным интересам государства.

Несовершенство российской экономики проявляется в экономических преступлениях, что является неизбежным в период ее становления и развития. Несовершенство порождает нестабильность, а в условиях нестабильности необходимым является ужесточение мер контроля, и «контроля над контролем». В связи с этим трудно переоценить значимость независимого аудита в стране, но не стоит забывать, что не всегда аудиторское заключение может гарантировать уверенность в достоверности бухгалтерской отчетности и может быть отозвано как, например, это случилось с аудиторской фирмой ЗАО «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (PWC), которая в течение нескольких лет проводила аудит отчетности ЮКОСа.

Дело ЮКОСа - одно из самых громких в России за последние годы. Российские власти обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной «Роснефти». Многие на Западе до сих пор считают «дело ЮКОСа» политически мотивированным, однако российские власти это категорически опровергают.

Что же стало причиной отзыва аудиторского заключения аудиторской компанией  на финансовые отчеты ЮКОСа?

В ходе расследования было установлено наличие некоторых существенных фактов, которые, якобы были скрыты от аудиторов. К числу таких, например, относится, во-первых, тот факт, что ЮКОС намеренно ввел в заблуждение аудиторов в отношении аффиллированности компаний ЮКОС и Менатеп; во-вторых, ЮКОС не сообщил об аффилированности с некими компаниями «Behles Petroleum», «Baltic Petroleum Trading» и «South Petroleum». Эти компании действовали исключительно в интересах ЮКОСа. В итоге часть активов ЮКОСа была выведена за рубеж. Это с одной стороны...

Но с другой стороны вырисовывается очень интересная картина.

Дело о банкротстве ЮКОСа обернулось иском к его аудитору. Против PWC подали иск российские налоговые органы, обвиняя их в неуплате налогов. Затем, против аудиторов был подан еще один иск, в котором утверждалось, что они разработали схему ухода от налогов для ЮКОСа. В исковом заявлении говорится, что PWC составил два аудиторских заключения - официальное и внутреннее. Первое, по мнению налоговиков, было, заведомо ложным, скрывающим обстоятельства уклонения ЮКОСа от налогообложения.

В действительности за этим должно было последовать аннулирование лицензии компании, среди клиентов которой Газпром и Центробанк, а по некоторым лицам заведены уголовные дела... Но, что приходится наблюдать, вскоре ЮКОС получил уведомление об отзыве аудиторского заключения. Это решение было использовано прокуратурой в качестве доказательства вины Ходорковского, а дело против PWC было вскоре закрыто... Парадокс, значит все обвинения с аудиторов сняты, следовательно, вся эта процессия с исками к аудиторской компании была затеяна с целью утверждения вины Ходорковского. Напрашивается вывод о том, что давление со стороны властей заставило аудиторов нарушить этику и отозвать положительное аудиторское заключение. Значит PWC не составляла два заключения, а Ходорковский не виновен. Ситуация обозначилась двоякая. Здесь абсолютно справедливо сказал российский журналист и литератор В. Панюшкин, что «Ходорковский подобен форуму, на котором мы, люди, живущие в России, спорим о том, кто мы есть на самом деле. Половина утверждает, будто мы великая нация. Вторая половина утверждает, будто мы бесправные рабы».

Дело ЮКОСа показало, насколько запутанной может быть ситуация. Мы не можем брать на себя ответственность и обвинять аудиторскую организацию или же сетовать на государство. И то и другое вполне вероятно.

Именно несовершенство существующего финансового контроля создает предпосылки для неоднозначного толкования подобных ситуаций.

С целью борьбы с налоговой преступностью предлагаем создать действенную систему финансового контроля в области налогообложения через создание новой государственной контролирующей структуры - Отдела внутреннего налогового контроля (ОВНК), который в отличие от отдела внутреннего аудита будет обязательным для каждой организации, являющейся налогоплательщиком. Эта структура будет являться государственной, подотчетной той налоговой инспекции, в которой зарегистрировано предприятие. Отдел внутреннего налогового контроля должен финансироваться за счет средств федерального бюджета и, по сути, являться дочерним подразделением налоговой инспекции.

Целью создания такой структуры является предупреждение налоговых преступлений.

Функции ОВНК выражены через его задачи:

1. Текущий и последующий контроль ведения налогового учета.

2. Контроль правильности составления налоговых деклараций.

3. Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах.

4. Контроль правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующие бюджеты, государственные фонды налогов, сборов.

5. Установление штрафных санкций за выявленные нарушения в налоговом учете.

6. Предоставление услуг по ведению налогового учета, составлению налоговой отчетности.

Кроме перечисленных основных функций главной задачей этого органа будет также проверка имущественного положения и источников доходов сотрудников организации, а также соответствия их расходов этим доходам, это будет препятствовать получению доходов незаконным путем и позволит отслеживать правильность исчисления и уплаты налогов физическими лицами - работниками организации.

Создание данного отдела обеспечит достоверность отчетности организаций, не подпадающих под проведение обязательного аудита, значительно упростит работу с налоговой инспекцией предприятий и работу самой налоговой инспекции, путем принятия ОВНК на себя некоторых ее функций.

На крупных предприятиях, облегчит проведение обязательного аудита.

И самое главное, решит проблему неуплаты налогов как юридическими, так и физическими лицами и станет серьезным препятствием для такой экономической проблемы, как легализация доходов нажитых преступным путем.
Просмотров работы: 20