"Учиться, учиться и ещё раз учиться" - говорил Владимир Ильич Ленин в начале прошлого века. В начале же XXI века человек может окончить школу и ВУЗ, но так и не понять, что означает это высказывание? Часто получается так, что наш современник может получить диплом и после этого считать, что этап обучения в жизни закончен. Но в условиях современных реалий становится понятным, что в век информатизации человеку действительно необходимо учиться всю жизнь вне зависимости от возраста, чтобы следовать требованиям времени.
Что же именно нужно изменить в системе нашего образования, чтобы привить современному человеку это желание непрерывного обучения? Для того, чтобы ответить на это вопрос, посмотрим на само понятие "образование". Как видно, в его корне стоит слово "образ", в таком случае "образование" означает процесс формирования "образа" человека. Всем понятно, что этот процесс начинается ещё с самого раннего детства и именно в этот период нужно заложить основы будущего человека.
Основную роль в жизни ребёнка играют, конечно же, родители. Основная цель родителей - уяснить, что с первых секунд жизни ребенок начинает познавать окружающий мир и именно в это время в головном мозге происходят один из самых важных процессов человеческой жизни. Этот процесс носит название "импринтирование" и подразумевает под собой фиксацию в памяти признаков объектов, а также формирование и коррекцию врождённых поведенческих актов. Поэтому знания и опыт, полученные в самом раннем детстве имеют влияние на всю оставшуюся жизнь. К сожалению, в последнее время во многих семьях ситуация обстоит совсем по-другому. Вместо того, чтобы выполнять воспитательные функции по отношению к собственным детям, молодые родители часто вынужденны решать проблемы материального благополучия. Здесь, конечно же, важно решать эти проблемы на государственном уровне: государство, прежде всего, должно создать такие экономические условия, чтобы современная семья могла развиваться, при этом все потребности семьи должна покрывать зарплата по единственному месту работы её взрослых членов. должно самым тщательным образом обратить внимание на изменение идеологической политики, особенно в сфере СМИ. При этом надо, прежде всего, пресечь поток дебилизирующе развращающих телепрограмм, фильмов, компьютерных игр и т.п., воздействию которого подвергаются прежде всего дети, находящиеся в процессе формирования скелетных основ нравственности и психики личности в целом.
Важным в процессе воспитания личности и дошкольном образовании является так называемый детсадовский возраст. Огромную роль здесь играют, помимо родителей, воспитатели. Хороший дошкольный педагог должен быть одновременно и хорошим психологом, чтобы раскрыть потенциал ребенка, привить чувство уверенности в своих силах. Потому государство должно самым тщательным образом следить за постоянным повышением квалификации людей этой профессии.
После детского сада начинается этап обучения в младших классах школы. В школе ребёнок начинает обретать самостоятельность. Здесь главное вложить в ребёнка ряд психологических навыков, которые помогут ему в дальнейшем обучении. Следуя теории импринтинга, основным гарантом успешного и эффективного обучения является педагог - учитель, который станет не только ретранслятором необходимых знаний, но и поможет ученику адаптироваться к самой системе образования, а главное - научит учиться, привьет желание к саморазвитию, раскроет весь потенциал ребенка. Не будем отрицать, что в настоящее время ценится и способность педагога к инновационной деятельности. Ведь надо признать, что традиционная система образования, направленная только на преподавание необходимых знаний, а не на развитие "образа" личности ребенка, является не актуальной и не современной. Чаще всего в школах оценивается знание материала, обучение сводится к простому заучиванию, на раскрытие творческого потенциала ребенка мало кто обращает внимание. В настоящее время и в обозримой перспективе многие знания и навыки, которые сейчас представляются актуальными, неизбежно устаревают уже к моменту завершения образования, и владение ими перестанет быть жизненно значимыми.
Проблемы образовательного характера, с которыми сталкивается большинство людей, состоят в необходимости на протяжении всей активной жизни осваивать в короткие сроки новые знания и навыки. К сожалению, именно этого и не может дать современное образование, в частности, школа всех уровней.
Здесь важно помнить, что формирование личности, адекватной времени, готовой обучаться на протяжении всей жизни, способной к креативу и инновациям, начинается еще в детстве. Поэтому процесс первичной социализации - самый важный в становлении любой личности, государство должно обратить внимание на то, что нужно заниматься воспитанием и образованием своих граждан с самого детства, именно такие граждане смогут стать в будущем достойным гарантом стабильности общества.
Чтобы быть последовательным при изучении современных проблем образования, необходимо остановиться и на профессиональном, высшем образовании. В условиях современных реалий растет потребность в профессионалах высокого класса, специалистах, способных выдвигать и осуществлять инновационные проекты, творчески мыслить, находить нестандартные решения, также готовых обучаться всю жизнь.
В соответствии со «Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» основу системы высшего образования должны составить оснащенные на мировом уровне, укомплектованные квалифицированными кадрами, достаточно крупные и финансово устойчивые университеты и другие учебные заведения[1]. В результате будет создана научно-техническая база национальной инновационной системы, обеспечивающей построение экономики, основанной на знаниях. Именно поэтому система высшего образования не имеет права «шагнуть» в XXI век, не опираясь на требования времени. Высшее образование обязано быть рациональным и современным, т.к. современность предъявляет новые требования к качеству и содержанию подготовки современного специалиста, требуют особого отношения к личностному ресурсу каждого человека, внимания и стремления максимально раскрыть личностный потенциал в профессиональной деятельности. Определяющими должны стать интересы, цели, перспективы, интеллектуальные и личностные характеристики современных студентов. Результатом высшего образования должны быть не только знания, но и социально-зрелая личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию в области избранной профессии, к реализации инновационных проектов по специальности. В данном случае высшее образование должно научить современного студента таким качествам, как адекватная уверенность в себе, креативность, способность к творчеству, к инновациям, желание к постоянному самообразованию и совершенствованию, т.к. сами по себе эти качества не появятся. Подобному алгоритму самореализации творческих потенциалов личности в процессе самодвижения к вершинам профессионализма и продуктивности созидательной деятельности должны обучать высококвалифицированные преподаватели высшей школы. А в стандарты высшего образования в качестве обязательных должны быть введены различные тренинговые занятия: к примеру, тренинги личностного роста, повышения уверенности в себе, поведения в конфликтных ситуациях, преодоления профессиональных стрессов и т.п., которые дают определенный минимум знаний о моделях «правильного» поведения в тех ли иных жизненных ситуациях. Это позволит современным студентам легче адаптироваться к нюансам профессиональной деятельности, избежать многих проблем на пути достижения личного профессионального «акме». Именно тогда, в рамках Болонского процесса, российские выпускники вузов будут востребованными на международном рынке труда, составят конкуренцию молодым специалистам других стран.
Список литературы:
1. Акмеология: методология, методы и технологии / Материалы научной сессии, посвященной 75-летию члена-корреспондента РАО, Президента МААН Н.В. Кузьминой. /Под общей редакцией вице-президента МААН, заслуженного деятеля науки РФ, доктора психологических наук, профессора. А.А. Деркача. - М.: РАГС, 1998. - 230с.
2. Ефимов В. А. Камертон образования в России. - «Ректор вуза», №6, 2008 г.
3. Стратегия развития науки и инновации в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике от 15.02.2006г. №1.
Федеральная целевая программа « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 28.07.2008г. №568.[1] Федеральная целевая программа « Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Утверждена постановлением Правительства РФ от 28.07.2008г. №568.