Овладение информационными технологиями в настоящее время предстает в виде необходимой компетенции как социального требования для продуктивного выполнения практически любой профессиональной деятельности. В стандарты высшего образования заложен перечень компетентностей (владение соответствующей компетенцией), одной из ключевых компетентностей является виртуальная (информационная) как наличие коммуникативных качеств, знаний в области информационных технологий для реализации интерактивного диалога в виртуальном мире.
Оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на разных расстояниях позволяют использовать Интернет как инструмент для познания и общения.
Нами проведен опрос 55 студентов (из них - 25 девушек) младших курсов технического вуза - активных Интернет-пользователей (время, проведенное в сети ежедневно составляет не менее 3 часов).
На вопрос о целях посещения 15 % отметили учебно-познавательные, остальные проводят время с целью общения и развлечения. Время поиска информации (четкая формулировка запроса) в среднем составляет 5-7 минут. Заставить себя переключиться с общения на необходимую учебную деятельность 45 % смогут, но с нежеланием, 30 % иногда смогут, остальные - не смогут. Из средств коммуникации 75% респондентов предпочитают невербальные (смайлики, иконки, статус), хотели бы сформировать новые с отражением их индивидуальности - 75%, предпочтение по-прежнему отдавая невербальным средствам (аватары, смайлики, гиф-рисунки). 95 % респондентов являются пользователями «В контакте», число групп членства у всех пользователей превышает 10, количество виртуальных «друзей» - минимум 100. При этом 70% респондентов отмечает, что более половины друзей им мало или вообще незнакомы.
Таким образом, исследуемые студенты в большинстве своем предпочитают познанию общение в виртуальном мире, и этот опыт достаточно своеобразен. Анонимность, множественность ников, ненормативность лексики и скудность высказываний неспособствуют формированию компетентностей. Большое количество контактов и информации приводит к ощущению, что мы следим за миром, а не участвуем в нем сами. Выходом из этой ситуации и средством развитию виртуальной компетентности студента будет способствовать, на наш взгляд, внедрение интерактивных электронных учебных ресурсов в образовательный процесс вуза: интеллектуальных обучающих систем, систем гипермедиа, электронных книг, средств телекоммуникаций.