Эффективность учебного процесса в ВУЗе во многом определяется тем, насколько высока у студентов мотивация учебной деятельности, мотивация овладения профессией.
Как нам известно, заставить учиться нельзя, у студента должно присутствовать желание обучаться навыкам выбранной профессии, необходимо наличие учебной мотивации.
Практикой и теорией учебной мотивации занимались многие ученые: С.Д. Смирнов изучал психологические факторы успешной учебной деятельности; формированием учебной мотивации занимались К. Двек, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов и др.; М.И. Алексеева исследовала мотивацию учения студентов и удовлетворенность выбором вуза; В.Г. Авсеев изучал мотивацию учебной деятельности и формирование личности; А. Вербицкий, А. Бакшаев рассматривают вопросы развития мотивации в контексте обучения.
Целью нашего исследования стало изучение особенностей учебной мотивации студентов-психологов и разработка рекомендаций по ее развитию.
Приступая к исследованию, мы предположили, что существуют значимые различия в иерархии мотивов учебной деятельности у студентов-психологов разных лет обучения.
Исследование особенностей учебной мотивации студентов высших учебных заведений проводилось на базе Белгородского государственного университета. В исследовании приняли участие студенты 1-4 курсов факультета психологии. Студенты были протестированы по методике изучения мотивации обучения в ВУЗе Т.И. Ильиной и методике диагностики мотивации учебной деятельности И. С. Домбровской.
Результаты исследования по определению доминирующего типа учебной мотивации студентов-психологов представлены в таблице 1
Таблица 1
Иерархия мотивов учебной деятельности студентов-психологов
Мотивы |
Степень выраженности в % |
|||
1 курс |
2 курс |
3 курс |
4 курс |
|
Овладение профессией |
11 |
25 |
12 |
23 |
Получение диплома |
22 |
13 |
28 |
10 |
Социальный мотив |
22 |
12 |
19 |
29 |
Познавательный мотив |
45 |
50 |
41 |
38 |
Данные, представленные в таблице 1, показывают, что у студентов первого курса преобладает познавательный мотив, мотив получения диплома и социальный мотив находятся на среднем уровне, менее выражен мотив овладения профессией.
У студентов второго курса также преобладает познавательный мотив. Мотив овладения профессией находится на среднем уровне. Менее значимыми являются социальный мотив и мотив получения диплома.
У студентов третьего курса кроме познавательного мотива доминирует и мотив получения диплома. Средние показатели получены по социальному мотиву. Самые низкие показатели были получены по мотивам получения знаний и овладение профессией.
У студентов четвертого курса преобладает познавательный мотив, социальный мотив. Мотив овладения профессией находится на среднем уровне. Мотив получения диплома менее актуален.
Таким образом, в процессе обучения в вузе происходит развитие познавательной мотивации учебной деятельности студентов (познавательный мотив доминирует на всем периоде обучения студентов). Мотивация овладения профессией повышается ко второму курсу, что, очевидно, связано с введением дисциплин предметной подготовки. Социальные мотивы для студентов-психологов являются менее значимыми.
Беседа со студентами, имеющими невысокий уровень познавательной мотивации, показала, что большинство из них не удовлетворены содержанием изучаемых дисциплин (более ориентированы на практическую составляющую), часть из них отметили необходимость индивидуализации обучения, изменения технологий преподавания.
В связи с этим отмечаем правомерность перехода высшей школы на новые государственные стандарты образования, предполагающие возможность обучения студентов по индивидуальным планам.