Высшее образование в Российской Федерации в последнее время стало носить массовый характер, произошла демократизация высшего образования. Основная задача новой системы обучения - повышение уровня профессионализации и развития личности. Этот уровень во многом определяется удовлетворенностью учебной деятельностью студентов. Удовлетворенность учебной деятельность понимается как интегральное переживание, возникающее вследствие удовлетворения потребностей, вовлечённых в учебную деятельность.
Степень разработанности данной проблемы невелика, что определяет актуальность нашей темы. Удовлетворенность как отношение к эффективной деятельности рассматривалась Г.В. Акоповым, А.Г. Здравомысловым, Т.А. Китвель, В.Н. Мясищевым, Н.Н. Обозовым, Ю.М. Орловым, М.Г. Роговым, А.Л. Свенцицким, В.Д. Шадриковым, Р.Х. Шакуровым, В.А. Ядовым и др. Существуют работы, посвященные изучению мотивации учебной деятельности студентов вузов (А.К. Маркова, В.А.Якунин и др.). Есть исследования проблем удовлетворенности деятельностью, в том числе учебной (Г.В. Акопов, Ю.М. Орлов и др.). В то же время вопрос удовлетворенности недостаточно изучен, а в рамках многоуровневой структуры высшего профессионального образования этот вопрос и вовсе не затронут.
Целью нашего исследования является выяснение, какова взаимосвязь уровня удовлетворенности учебной деятельностью и уровня притязаний у студентов вуза на разных курсах обучения.
Отправной точкой нашего исследования стало предположение о том, что между уровнем притязаний и уровнем удовлетворенности учебной деятельностью студентов существует положительная корреляционная связь: чем выше уровень притязаний студентов, тем выше уровень удовлетворенности.
Исследование взаимосвязи между удовлетворенностью учебной деятельностью и притязаниями было проведено на базе Белгородского государственного университета. В исследовании приняли участие 80 человек, студенты факультета психологии, с 1 по 4 курс.
В качестве методов исследования были использованы методики: «Тест-опросник удовлетворенности учебной деятельности (УУД)» Л.В. Мищенко; модифицированная нами методика Дембо-Рубинштейн, направленная на выявление уровня притязаний студентов в сфере учебной деятельности.
В результате исследования уровня притязаний студентов было обнаружено его снижение от 1 к 4 курсу по следующим шкалам: «активное участие в вузовских культурных мероприятиях» (Нэмп=13,6 при р=0,01), «уважение к преподавательскому составу, отношение к ним, как к наставникам» (Нэмп=15,8 при р=0,01), «появление новых связей, полезных знакомств» (Нэмп=14,4 при р=0,01), «возможность раскрытия своих талантов» (Нэмп=13,8 при р=0,01).
Исследование удовлетворенности учебной деятельностью студентов позволило выявить высокие показатели по всем шкалам (кроме шкалы «удовлетворенность бюджетом, бытом, досугом, здоровьем»). Однако по шкале «удовлетворенность избранной профессией» и по шкале «удовлетворенность взаимодействием с преподавателям» существует значимые различия между студентами 1-4 курсов (при р=0,01). Данная динамика выражена в виде спада значений от большего к меньшему. Это означает, что студенты-первокурсники более удовлетворены избранной профессией и взаимодействием с преподавателями, чем старшекурсники.
Существует положительная корреляция на уровне значимости р=0,05 между уровнем удовлетворенности учебной деятельностью и уровнем притязаний студентов (0,258*), между уровнем удовлетворенности воспитательным процессом и уровнем притязаний (0,235*). Также существует положительная корреляция на уровне значимости р=0,01 между уровнем удовлетворенности учебным процессом и уровнем притязаний (0,333**).
В целом обнаружено, что существует положительная взаимосвязь между удовлетворенностью учебной деятельностью и притязаниями студентов: чем выше уровень притязаний, тем выше уровень удовлетворенности учебной деятельностью у студентов вуза.