Выявление взаимосвязи субъектных и толерантных качеств у врачей - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Выявление взаимосвязи субъектных и толерантных качеств у врачей

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Высокая модернизация современного общества приводит к стремительным изменениям во взглядах и взаимоотношениям между людьми, что приобретает масштаб социальных катастроф, источником, которых является сам человек, особенности его отношения к другим людям, соединенные с особенностями взгляда человека к самому себе. Профессия врача напрямую связана и зависит от личности доктора, всех тех субъектных качеств и характеристик которые тем или иным образом влияют на процедуру общения и понимание собеседника. Если врач не может выслушать пациента, внимательно и снисходительно отнестись к его жалобе, скорее всего врач не сможет обеспечить полное выздоровление пациента.

Конкретными диагностическими методиками исследования выступили: опросник изучения структуры субъектности И. А. Серегина; метод свободных самоописаний А. А. Бодалева - методика «Образ меня в жизни» модификация Волковой Е. Н; опросник «Черты толерантной личности» в модификации Виноградовой Елены Геннадьевны. Статистическая обработка производилась с помощью табличного процессора Microsoft Excel, STADIA.

Исследование проводилось в Ивнянской Центральной Районной Больнице и филиале от ЦРБ Верхопенской сельской больнице. В выборку вошли врачи в количестве 30 человек.

 Рис. 1 Выраженность категорий субъектности в сочинениях «Образ меня в жизни»

Условные обозначения: 1 - Отражение собственной уникальности; 2 - Отражение собственной активности; 3 - Позитивная оценка себя; 4 - Негативная оценка себя; 5 - Сложность самовосприятия; 6 - Свобода выбора и ответственность за него; 7- Уверенность в своих силах, цель в жизни;  8 - Уникальность других людей; 9 - Позитивная оценка других людей; 10 - Негативная оценка других людей; 11 - Потребность в общении.

 Всего в методике отражаются 11 шкал. К наиболее часто встречаемым относятся:  1 - «отражение собственной уникальности», 2 - «отражение собственной активности» и 3 - «позитивная оценка себя». Что явно свидетельствует о полной обращенности к себе и скорее всего завышенную самооценку в связи с общественно важной профессией либо занимаемым местом в обществе.

Минимальное число выборов у шкал: 10 (3%) «негативная оценка других людей», 4 (7%) «негативная оценка себя», 8 (7%) «уникальность других людей»,  6 (10%) «свобода выбора и ответственность за него», 9 (10%) «позитивная оценка других людей». Низкие показатели рассматриваются как малоразвитое принятие окружающих людей, даже, невзирая на специфику профессии. 6 шкала обнаруживает определенную социальную несостоятельность или зависимость от определенных факторов, сужающих круг решений принимаемых самостоятельно.

Делая выводы по первой методике говорим о толерантности как интегральном качестве представленным единством ценностного, личностно - принимающего компонента, необходимого для личности с высоким уровнем развития Я - концепции, отсутствует среди медицинских работников, а именно врачей.

 

Опросник по диагностике структуры субъектности Серегиной И. А. позволяет нам рассмотреть специфику субъектности человека по шести компонентам. Каждый компонент разбит на три уровня в соответствии с обработкой.

1-й активность преобладание низкого уровня говорит об определенной неустойчивости, без инициативности, чаще всего отсутствует и целеустремленность. И без того низкая активность может легко исчезнуть даже под влиянием незначимых внешних факторов.

2-й самосознание (способность к рефлексии), данные показатели говорят о не осознанности значимости собственных усилий для достижения успеха, такой тип людей может, иметь неадекватную самооценку. Важное значение в достижении успеха, уважительного отношения к себе приписывают внешним обстоятельствам, отсутствием способности предвидения возможного развития событий.

3-й свобода выбора и ответственность за него, ограничивается регламентом, определенным извне и выполнением предписаний. Таким образом, выбор собственного жизненного пути в целом, средств, способов и целей, характеризуется низкой степенью свободы респондента. Недостаточная устойчивость, а в некоторых случаях полное отсутствие контроля реализации конкретной деятельности и низким чувством ответственности пред самим собой и перед другими людьми.

4-й осознание собственной уникальности, характеризуются постижением уникальных черт своей личности, степенью ощущения испытуемым уровня своего индивидуального предназначения в жизни. Уникальность проявляется в чувстве симпатии к себе, в отношении к себе как к уверенному, самостоятельному, надежному человеку, которому есть за что себя уважать. Но при возникновении затруднений, при их оценке и осознании ориентируется на стандарты и шаблоны.

5-й понимание и принятие другого, данное процентное соотношение указывает на уровень отношения к другому как к вещи или средству достижения своих целей, ни считаясь не с чем, что может касаться находящегося рядом человека. Так же отличается игнорированием или скрытым использованием интересов и намерений другого человека в собственных целях. Полное отчуждение от остальных людей.

6-й саморазвитие, выражается в активном стремлении увеличить свой профессионализм и самосовершенствовании. Такие личности чаще всего не зависимы и предпочитают принимать решения и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей и судьбы. Осторожно относятся к новым людям и очень избирательно воспринимают влияние прочих людей.

В целом по изучению структуры субъектности можно сказать, что почти все субъектные компоненты, заявленные в методике, присутствуют. За исключением шкалы понимание и принятие других, там вообще отсутствует высокий уровень выраженности данного компонента. Так же обращает на себя внимание тот факт, что по четырем из шести шкал преобладают низкие уровни развития субъектности у врачей. В двух других шкалах обнаружены средний уровень и высокий уровень развития субъектности.

В заключительной методике мы предложили врачам проанализировать качества толерантной личности, используя анкету «Черты толерантной личности». По мнению респондентов у них наиболее выражены следующие черты присущие им как толерантным личностям - это «доброжелательность» «расположенность к другим» «умение слушать и слышать».

К наименее выраженным чертам относят: «умение не осуждать других» «терпение» «доверие» «умение владеть собой». А черты «доброжелательность» «расположенность к другим» «способность понять другого» «способность к сопереживанию», должны присутствовать по мнению респондентов у толерантной личности.

Открывается близость между методиками «Черты толерантной личности» и методиками на выявление субъектных черт, по шкалам «понимание и принятие другого». Но еще более тесная связь наблюдается в контент - анализе, из-за более широкого спектра шкал. Шкалу «потребность в общении», из сочинения Бодалева А. А. можно объединить со шкалой «умение слушать и слышать» входящую в методику «Черты толерантной личности», данные шкалы имеют одинаково низкие показатели, из - за того, что между ними существует прямая взаимосвязь. Если вы хотите общаться научитесь слушать и ваше умение слышать и слушать поможет вам в общении. Шкала «Уверенность в своих силах, цель в жизни» из методики Бодалева А.А. гармонично соотносятся со шкалой «умение владеть собой»; из методики «Черты толерантной личности», ведь точный, взвешенный и хладнокровный расчет позволит «держать в руках» всю ситуацию и себя.

Параметрическая корреляции внутри описываемой методике показала, отсутствие корреляционной связи, что указывает на отсутствие у врачей черт толерантной личности. Тогда мы можем говорить, о выполнении профессионального долга, в такой жизненно гуманной профессии, как некой работы по выполнению должностных инструкций, деректив. Во внимание не берутся индивидуальные особенности, нет обращения на личностные черты или качества, без которых личность - незрелая.

Изучив компоненты толерантности личности, мы обнаружили, что проведенное нами исследование не подтвердило выдвинутую гипотезу, что позволило заключить о следующем: полученные нами результаты экспериментально подтвердили существование взаимосвязи между толерантностью и субъектностью врачей. Можно утверждать, что сущностью толерантности является активное отношение к другому человеку. В поведении толерантность проявляется в уважении и принятии другого человека. Субъектными предпосылками толерантности можно считать не все, а только некоторые компоненты отношения человека к себе как деятелю.

Литература:

Ананьев, Б.Г. Психологическая структура человек как субъекта / Б.Г. Ананьев - М.: Наука - 1999. 371с.

Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Г.С. Кожухарь - Вопросы психологии - 2006, №2, 3 - 12с.

На пути к толерантному сознанию / Под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Смысл - 256с.

Просмотров работы: 7