Актуальность работы определена сложившимися в нашей стране рыночными отношениями. Хотя и долгое время в нашей стране тема денег и отношения к ним была идеологически не актуальной. Тем не менее, в настоящее время изучение этой сферы жизни общества приобретает все более актуальное значение, что определяется с одной стороны, существенными изменениями, происходящими в экономике страны, и требованиями к высокой экономической эффективности граждан, а с другой - необходимостью учитывать социально - психологические феномены отношения к деньгам, поскольку эти отношения во многом определяют экономическое поведение.
В связи с этим одним из актуальных направлений психологических исследований становиться изучение специфики проявлений различных категорий общества на ценностное отношение к деньгам. Деньги, в нашей стране, - не столько экономическая, сколько психологическая проблема. В то же время проблема отношения к деньгам у людей с разными типами религиозности остается все еще мало разработанной и поэтому является актуальной.
Категория «отношение» является одной из центральной в психологии. Отношение определяется как целостная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
С точки зрения психологической функции, которую выполняет объект по отношению к субъекту, выделяют ценностные отношения, которые понимаются как психологические отношения субъекта к объекту, в котором объект выступает как желаемый, должный, совершенный для субъекта, либо как занимающий место цели или средства.
Содержательно отношения человека к какому-то объекту в действительности выступают в виде предания этому объекту определенной ценности. Такой ценностью в нашей работе выступают деньги. Использование денег регламентируется психосоциальными нормами и ценностями, в том числе религиозными ценностями, которые изменяются в зависимости от развития общества.
Для православной концепции ценностей характерно не только провозглашение их результатом божественного творения, но и специфически богословская иерархия различных видов ценностей. Богословы подразделяют все ценности на два вида: материальные и духовные.
Так как деньги входят в понятие материальных ценностей, мы рассмотрим, как относятся к деньгам представители православной культуры. Но как оказалось, в православной культуре интересны не сами деньги, а их изобилие или, ещё точнее, способность человека этого изобилия добиться и при этом остаться человеком. Хотелось бы определиться с понятием типов религиозности - это понятие, которое отражает характер религиозности, общий для некоторого числа людей; на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы.
Религиозность фиксируется с помощью индикаторов, в их качестве выступают признаки сознания, поведения, включенности в религиозные отношения. Важно подчеркнуть, что о наличии религиозности можно судить, если обнаруживаются связи этих трех признаков
С учетом вышеизложенного выделяются следующие типы религиозных индивидов в зависимости от характера и места религиозной ориентации в ряду их ценностной ориентации.
В психологии считается, что деньги всегда оказываются объектом оценочных отношений и оценка оказывает большое влияние на функционирование конкретных денежных сумм в зависимости от определенных условий. Можно выделить несколько общих закономерностей отношений к деньгам, выделенных в психологии:
Таким образом, в психологии установлено, что деньги - психологизированное явление. Деньги составляют основу, на которой строится система общественных отношений, соединяя людей и обеспечивая возможность их взаимодействия.
По данной проблеме мы провели исследование, в котором приняло участие 41 житель г. Белгорода в возрасте от 27 до 47 лет.
В экспериментальной части исследования нами были применены следующие методики:
На основе доминирования сумм бальных оценок мы можем сделать вывод о том, какая из фундаментальных эмоций характеризует эмоциональный компонент ценностно-смысловых отношений респондентов к деньгам.
Далее обратимся к результатам нашего исследования.
Рис. 1 группы людей с разными типами религиозности.
группа представителей православной культуры - «атеисты»
группа представителей православной культуры - «религиозные»
группа представителей православной культуры «истинно религиозные»
В первую группу «атеисты» вошли 36,6% испытуемых всей выборки, у которых показатель религиозности имеет низкие значение (от 0 до 1 баллов). Респонденты, вошедшие в эту группу, считают, что современному человеку необязательно быть религиозным, и не считают себя таковым. Они не посещают церковь, не участвуют в совершении богослужений и церковных обрядов, не соблюдают Православные церковные посты, а так же не совершают Таинство Причащения и Таинство Исповеди
Вторая группа, «религиозные», включает 34,1% всей выборки. Испытуемые данной группы имеют средний показатель по типу религиозности (от 2 до 4 баллов). Респонденты данной группы считают необходимым быть религиозным самому и окружающим, либо считают это дело добровольным. Представители этой группы находят время для молитвы, либо несколько раз в неделю (не вовремя церковных служб в церкви), либо «по случаю», то есть во время стрессовых ситуаций. Представители группы «религиозные», соблюдают лишь Великий пост. Но испытуемые этой группы, так, же как «атеисты» не совершают Таинства Причащения и Исповеди.
Третью группу, «истинно религиозных» составляют 29,3% представителей православной культуры. у них показатель религиозности является высоким. В целом по группе этот показатель варьирует от 5 до 8 баллов. Так они оценивают свой тип религиозности, то есть испытуемые считают себя религиозным человеком, и видят необходимость быть религиозным современному человеку. Респонденты, вошедшие в эту группу, находят время для молитвы каждый день, либо несколько раз в неделю (в соответствии с проходящими в церкви богослужениями). Кроме того, все испытуемые данной группы, посещают церковь регулярно, участвуют в совершении богослужений, соблюдают Православные церковные посты, а так же совершают Таинство Исповеди и Причащения.
2. Сравнение испытуемых по аффективному компоненту отношения к деньгам.
Таблица 1.
Выраженность базовых эмоций испытуемых с разными типами религиозности в ситуации «Много денег»
эмоция
тип религиозности |
радость |
удивление |
интерес |
горе |
гнев |
страх |
стыд |
отвращение |
презрение |
вина |
атеисты |
25 |
19 |
25 |
9 |
10 |
11 |
9 |
7 |
9 |
13 |
религиозные |
22 |
15 |
21 |
5 |
7 |
10 |
6 |
6 |
7 |
15 |
истинно религиозные |
20 |
13 |
22 |
12 |
14 |
13 |
8 |
5 |
7 |
15 |
По результатам, представленным в таблице 1, мы видим, что у представителей всех типов религиозности в ситуации «Много денег» характерны эмоции радости и интереса. Статистический анализ результатов показывает, что значимых различий в ситуации «Много денег» в распределении по базовым эмоциям нет (χ2кр = 1,71, уровень значимости = 0,995; χ2кр = 3,68, уровень значимости = 0,931; χ2кр = 5,34, уровень значимости = 0,804), то есть испытуемые с разными типами религиозности испытывают сходные эмоции в ситуации «Много денег».
В ситуации «Достаточно денег» были получены следующие результаты относительно выраженности базовых эмоций (Таблица 2).
Таблица 2.
Выраженность базовых эмоций испытуемых с разными типами религиозности в ситуации «Достаточно денег»
эмоция
тип религиозности |
радость |
удивление |
интерес |
горе |
гнев |
страх |
стыд |
отвращение |
презрение |
вина |
атеисты |
23 |
17 |
25 |
10 |
9 |
10 |
8 |
7 |
9 |
14 |
религиозные |
19 |
12 |
19 |
6 |
5 |
10 |
6 |
5 |
6 |
12 |
истинно религиозные |
22 |
14 |
22 |
13 |
15 |
10 |
7 |
6 |
9 |
16 |
По результатам видно, что в ситуации, когда «Достаточно денег» у всех испытуемых доминируют эмоции радости и интереса. Статистические методы в распределении выраженности базовых эмоций в ситуации «Достаточно денег», не показали значимых различий (χ2кр = 1,19, уровень значимости = 0,999; χ2кр =2,66, уровень значимости = 0,976; χ2кр = 4,67, уровень значимости = 0,862).
Ответы испытуемых о выраженности у них базовых эмоций в ситуации третьего типа - «Мало денег» представим в таблице 3.
Таблица 3.
Выраженность базовых эмоций испытуемых с разными типами религиозности в ситуации «Мало денег»
эмоция
тип религиозности |
радость |
удивление |
интерес |
горе |
гнев |
страх |
стыд |
отвращение |
презрение |
вина |
атеисты |
10 |
10 |
15 |
16 |
16 |
18 |
16 |
9 |
8 |
18 |
религиозные |
7 |
11 |
15 |
18 |
16 |
18 |
16 |
8 |
7 |
21 |
истинно религиозные |
12 |
18 |
21 |
17 |
17 |
17 |
12 |
7 |
10 |
20 |
В ситуации, когда «Мало денег», у испытуемых всех групп актуализируются разнообразные эмоциональные переживания. Однако следует отметить, что у испытуемых в группе «атеисты» преобладает эмоция страха, у группы «религиозные» преобладает эмоция вины, а у группы «истинно религиозные» преобладает эмоция интереса. Тем не менее, статистические методы не показали значимых различий в выборках испытуемых (χ2кр = 1,05, уровень значимости = 0,999; χ2кр = 3,93, уровень значимости = 0,916; χ2кр = 4,62, уровень значимости = 0,866).
Таким образом, аффективный компонент отношения к деньгам у представителей православной культуры, с разными типами религиозности был определен нами в трех различных ситуациях: «Много денег», «Достаточно денег» и «Мало денег». Было установлено, что в трех ситуациях нет значимых различий, по эмоциональному проявлению отношения к деньгам.
Помимо выявления доминирующих эмоций у испытуемых с разными типами религиозности в ситуациях, связанных с деньгами, необходимо определить, различаются ли группы по интенсивности эмоциональных реакций на эти ситуации.
Статистическая обработка результатов с помощью критерия U-Манна-Уитни, так же подтверждает, что нет значимых различий между тремя группами в интенсивности эмоционального реагирования на предложенные ситуации.
Таким образом, наше предположение, о наличии различий в аффективном компоненте отношения к деньгам у представителей православной культуры, с разными типами религиозности не подтверждается.
3. Далее с целью выявления мотивационных сфер личности для группы с типом религиозности «атеисты», мы обратимся к изучению результатов методики юмористических фраз. Анализ проведем отдельно по трем группам.
Для группы с типом религиозности «атеисты» характерны следующие результаты, что наиболее проблемными сферами личности, для этой группы, являются «деньги», «человеческая глупость» и «пьянство». Корреляционный анализ показал, что между показателями «деньги» и «человеческая глупость» была выявлена средняя отрицательная связь (r = - 0,5303, при р>0,05), это нам так же сообщает о том, что при увеличении доминирования сферы «деньги» у личности, будет уменьшаться доминантная роль сферы «человеческая глупость».
Теперь перейдем к группе с типом религиозности «религиозные», для них характерны, что в проблемные сферы личности выходят, также «деньги», «человеческая глупость», и отличная от первой группы сфера «взаимоотношение полов». Статистическая проверка показала, что между показателями «деньги» и «человеческая глупость», существует, так же как и в группе «атеисты», умеренная отрицательная связь (r = -0,4077, при р>0,05), это говорит нам так же о том, что чем больше будет выраженность проблемной сферы «деньги» у личность, тем меньше будет доминантная роль сферы «человеческая глупость.
Обратимся к результатам группы - «истинно религиозные», для них характерны следующие показателичто в проблемные сферы личности этой группы входят, «взаимоотношение полов» (17,5), «семейные неурядицы» (13,9) и «человеческая глупость» (12,9). В этой группе необходимо отметить то, «деньги» не являются проблемной сферой личности.
Таким образом, выдвинутое нами предположение о наличии различий в мотивационном компоненте отношения к деньгам представителей православной культуры подтверждается частично. Существуют различия в выраженности проблемных сфер. У группы «истинно религиозные», «деньги» - не являются ведущим мотивационным компонентом.
Для того чтобы выявить какие ценности преобладают у каждой из групп, а так же какое место занимает ценность «материально обеспеченная жизнь», мы воспользуемся результатами, полученными в ходе проведения методики Ценностных ориентаций (М. Рокича).
Ведущие ценности у группы «атеисты» - «здоровье», «материально обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь». При помощи корреляционного анализа нами была обнаружена отрицательная связь между показателями «материально обеспеченная жизнь» и «счастливая семейная жизнь» (r = -0,5726, при р>0,05), это нам говорит о том, что эти показатели в данной группе находятся в обратной зависимости, то есть чем больше будет ценность «материально обеспеченной жизни», тем меньше будет ценность «счастливой семейной жизни».
Первое место, по значимости, в группе «религиозные», среди терминальных ценностей занимает ценность «здоровье», следующее место по важности занимают «материально обеспеченная жизнь» и «честность». Статистическая проверка показала, что между показателями «здоровье» и «материально обеспеченная жизнь» существует положительная связь (r = 0,5567, при р>0,05), это говорит нам о том, что при увеличении ценности «материально обеспеченная жизнь», увеличивается ценность «здоровье» и так же можно сказать, наоборот, при увеличении ценности «здоровье», увеличивается ценность «материально обеспеченной жизни».
В группе «истинно религиозные главными терминальными ценностями, в жизни являются ценности «здоровье», «терпимость» и «чуткость», и снова в выделенных ценностях этой группы нет упоминаний о значимости «материально обеспеченной жизни», это говорит нам о том, что ценность денег в этой группе не так значима.
Исходя из полученных данных, мы приходим к выводу, что существуют различия в отношении к деньгам у представителей православной культуры в зависимости от типа религиозности. У представителей православной культуры с разными типами религиозности, отношение к деньгам не будет различаться по содержанию аффективного компонента. А по содержанию их ведущего мотивационного компонента и по доминирующей роли ценности денег, различия существуют.
Выявленные особенности дополняют знания в области психологии денег, а так же в области психологии личности, учитывая тип религиозности как психологической переменной, определяющей отношение к деньгам.