Влияние музыки на жизнедеятельность и интенсификацию процесса обучения современного студента - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Влияние музыки на жизнедеятельность и интенсификацию процесса обучения современного студента

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В настоящее время мы все чаще замечаем, что музыка занимает важное место в жизни  молодых людей. Музыка настолько укоренилась в нашей жизни, что в современном обществе по музыкальным предпочтениям начинают формироваться социальные группы.

В данной работе рассматривается вопрос влияния музыки на личность современного молодого человека, в данном контексте - студента, и её функции в различных жизненных ситуациях. Какую роль играет жанр прослушиваемых произведений? Толкает ли музыка на какие-либо действия или является лишь только индикатором того или иного настроения?

         Музыкальные предпочтения - вещь сугубо индивидуальная, поэтому многие исследователи обращали внимание на сложность, неоднозначность предмета исследования, на трудность в выделении каких-либо закономерностей при исследованиях данного феномена.  Но тема влияния музыки на формирование личностных установок, ценностей, мировоззрений, а также, в частности, на производительность труда  и интенсификацию процесса обучения, всегда была актуальна и популярна, она детально  исследуется еще с конца девятнадцатого века. В итоге психологи, опираясь на проведенные исследования,  доказали положительное влияние музыки на производительность любой деятельности. Подобную музыку чаще называют фоновой или функциональной музыкой. Такая музыка действительно существует как "фоновая" и воспринимается на периферии сознания учащегося или работающего человека.  Но в зависимости от характера деятельности (в основном, при ее высокой монотонности и небольшой сложности) она может выступать на "передний план", обладая полноценным художественным содержанием. В ряде случаев приемлема также "метроритмическая концепция", восходящая к традиции старинных трудовых песен, когда движения синхронизируются в такт музыке (Бюхер К., 1923, Эсебуа Р.Ш., 1981).  

         Достаточно активно разрабатывали данную тему в свое время советские ученые. Максим Леви, преподаватель Академии управления МВД, кандидат психологических наук, считает, что при любой деятельности, в том числе и требующей умственного труда, музыка оказывает достаточно  сильное влияние. К примеру, в  Советском Союзе на производстве было рекомендовано использовать 4 вида программ функциональной музыки, в зависимости от степени монотонности и сложности труда. Интересны в данном случае  исследования В.Б. Поляковой, в которых было показано положительное влияние музыки на процесс сосредоточения и умственную деятельность. Обнаружено, что прослушивание фортепианных сонат В.-А. Моцарта способствует лучшему развитию пространственно-временных суждений у студентов, так что в обиход вошел даже термин «Моцарт-эффект».

         А за рубежом, еще до 1-й мировой войны французский предприниматель Ж. Вернье приступил к организации «Национального движения за воскрешение музыки в цехах». Также в послевоенные годы в США были широко известны «танцевальные прачечные», владельцы которых постоянно применяли для своих работников  синкопированные танцевальные ритмы. К концу 1920-х годов в США насчитывалось свыше 670 предприятий, применявших функциональную музыку.

         Но существует и обратная сторона данного влияния функциональной музыки. Несколько исследований по изучаемой мною проблеме было специально посвящено вопросу о возможной связи прослушивания музыки определенного типа, в частности, при работе и учебе, со склонностью молодых людей к суицидальному, агрессивному или противоправному поведению. Наиболее «проблемными» считаются жанры «рэп» и «хеви-метал». Так, у поклонников хэви-метал выявлена меньшая выраженность познавательных потребностей, а также положительное отношение к употреблению психоактивных веществ, сексу и антисоциальным поступкам. Фанаты панк-рока отличались неприятием разного рода авторитетов, расположенностью к асоциальному поведению.  Но при этом, неожиданно оказалось, что студенты с более высокой успеваемостью чаще увлекались именно «тяжелой» музыкой, классическим «металлом». На это обращает внимание С.Кадволладер, психолог Уорвикского университета. Дело все в том, что музыка, как мощное выразительное средство, дает выход переживаниям, позволяет предотвратить эмоциональный «взрыв», при этом  вредоносное воздействие музыки возможно только при определенных дополнительных условиях - таких, как уже имеющееся негативное эмоциональное возбуждение. В связи с этим огромное количество  критически настроенных исследователей обращают внимание на вред функциональной музыки, которая, по их мнению,  «постоянно звуча на заднем плане, символизирует незыблемую власть технократии».

При выполнении  данной работы была наработана большая информационная база. Сопоставляя различные факты, приведенные в  работе, можно сделать вывод, что они в той или иной степени опровергают друг друга. Однако нельзя не согласиться, что музыка действительно имеет влияние на современного человека, особенно на формирующуюся личность. Вот только оно имеет сугубо индивидуальный характер, поэтому попытка объяснить этот феномен  с научной точки зрения  весьма проблематична.

Список литературы:

1.     http://articles.gazeta.kz/art.asp?aid=320076

2.     http://www.netlore.ru/i-drugs

3.     http://filolingvia.com/publ/178-1-0-655

4.     http://www.levi.ru/houses/mus_apteka/max_funct_music.shtml

5.     http://hr-ru.com/2010/04/muzyka-na-rabote-meshaet-ili-prinosit-polzu/

6.     http://lostinnight.narod.ru/role.htm

7.     http://cjcity.ru/news/content/statya_142.php

8.     http://www.cjclub.ru/articles/153?backhref=YXJ0aWNsZXM/dGFnPTE1

9. http://www.houserock.ru/publ/pytka_muzykoj/1-1-0-52

Просмотров работы: 47