В 21 веке человечество, осваивая все новые условия обитания, сталкивается с экстремальными условиями жизнедеятельности, природными и техногенными воздействиями. Известно, что при этом резко возрастают как психологические нагрузки, так и требования к физиологической стабильности человека [6]. Все больше людей, оказываются под воздействием стрессогенных факторов. Основоположник теории стресса Г. Селье понимал под этим термином общий адаптационный синдром, т.е. неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование: умственные или физические усилия, эмоциональное возбуждение, утомление, боль [5]. Позднее понятие стресс стало использоваться преимущественно для описания психофизиологических реакций индивида на экстремальные воздействия [3]. Л.А. Китаев-Смык этим термином обозначал комплекс неспецифических физиологических и психологических проявлений адаптационной активности при сильных, экстремальных для организма воздействиях, имея в виду в данном случае стресс в узком смысле, а неспецифические проявления адаптивной активности при действии любых значимых для организма факторов предлагал обозначать как стресс в широком смысле [3]. Исследователями подчеркивается тот факт, что не всякое даже эмоционально-негативное воздействие вызывает последующее развитие стресс-реакции. В качестве стрессовой может быть признана только такая реакция субъекта, которая достигает пороговых уровней, где его физиологические и психологические интегративные способности напряжены до предела [2].
В настоящее время исследователи выделяют различные виды стресса: в одних источниках описан физиологический, физический, патологический и эмоциональный стресс [3], в других - физиологический и эмоциональный стресс, физиологический и психологический или эмоциональный и информационный стресс [4], иногда информационный рассматривается как разновидность эмоционального стресса. В данной работе предлагается классификация, в которой физиологический, эмоциональный и информационный стресс поставлены на одну ступень.
Под научным руководством доцента кафедры психофизиологии и психофизики УрГУ Е.С. Ивановой была разработана методика по выявлению общего уровня стресса, который складывается у индивида из перечисленных выше составляющих. Необходимость такого опросника обусловлена тем, что на данный момент имеющиеся методики диагностируют стресс организационный, школьный, а также различные ситуации, которые могут (но не обязательно) вызывать стрессовые реакции. Ограниченность возможности применения таких методик для лонгитюдной диагностики, а также для диагностики сквозной - с целью сопоставления уровня стресса у различных возрастных побудили нас заняться разработкой методики «Стресс-ФИЭ». Проанализировав типичные физиологические, эмоциональные, когнитивные маркеры стрессового состояния, мы разработали опросник, который содержит 35 утверждений, из них 17 относятся к эмоциональному аспекту, 12 - к физиологическому и 6 - к информационному. Апробация методики производилась на выборке студентов-первокурсников биологического, исторического, физического и психологического факультетов, всего 222 человека, из которых 114 юношей и 108 девушек. Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики для оценки психометрических показателей теста.
Частотное распределение общего уровня стресса (по всей выборке). Распределение соответствует нормальному, что доказывает соблюдение требование случайности показателей разных испытуемых, отсутствие влияния некоего фактора, способного сместить распределение в сторону более высоких или более низких значений.
Различия уровня стресса в выборке юношей и девушек. Среднее значение уровня стресса у девушек выше (89,9), чем у юношей (86,5). Вычисление различий с помощью t-критерия Стьюдента показало, что достоверные различия отсутствуют: юноши и девушки обследованной выборки не различаются ни по одному из видов стресса, ни по общему показателю стресса. Это объясняется принадлежностью испытуемых к одной социальной - группе: учащиеся одного вуза, в рамках разных факультетов есть как проживающие с родителями, так и самостоятельно, работающие и неработающие. В целом, выявленные показатели стресса могут рассматриваться как некая групповая характеристика. Также полученный результат ставит задачу исследования уровня стресса и проверки гипотезы о гендерных различиях в стрессовых реакциях на других профессиональных и учебных группах.
Корреляции общего уровня стресса и субшкал. Вычисление общегрупповых корреляций между общим уровнем стресса и его составляющими с помощью критерия Пирсона показало, что все шкалы значимо вносят свой вклад в итоговый результат: r крит. = 0,24 на уровне значимости 0,99. Для физиологического показателя коэффициент Пирсона у девушек составил 0,76, у юношей - 0,81, для эмоционального: у девушек - 0,92, у юношей - 0,82, для информационного: у девушек - 0,75, у юношей - 0,81. Все полученные коэффициенты существенно превышают критическое значение. Вычисление корреляций с учетом гендерного признака показало: в выборке девушек наибольший вклад в общий уровень стресса вносит эмоциональная составляющая, у юношей нет такого четкого разделения, то есть все виды стресса одинаково влияют на общий уровень стресса. Таким образом, гендерные различия проявляются не в уровне стресса, а в форме воздействий, способных вызвать стрессовую реакцию: если для юношей это самые различные варианты, то для девушек наиболее стрессогенными являются эмоциональные переживания негативного характера.
Различия между факультетами. Значимые различия по t-критерию Стьюдента выявлены только по уровню эмоционального стресса между студентами физического и исторического факультетов и студентами психологического и исторического факультетов. Таким образом, самый высокий уровень эмоционального стресса среди студентов обследованных специальностей выявлен на историческом факультете. По показателю «эмоциональный стресс» обследованные факультеты распределились следующим образом: наиболее выражен - на историческом, далее - биологи, психологи, физики. По косвенным данным мы связали такое распределение со спецификой образования на каждом факультете, однако эта гипотеза требует дополнительной проверки.
Ретестовая надежность. Проверка ретестовой надежности производилась на взрослой выборке испытуемых с интервалом тестирования 2 недели. В исследовании принимали участие мужчины и женщины в возрасте от 23 до 65 лет (средний возраст 42 года). Оценка устойчивости ответов испытуемых осуществлялась с помощью критерия Пирсона. В результате, было установлено, что для эмоционального стресса r=0,59, для информационного r=0,34, для физиологического r=0,51, для общего показателя r=0,49. Все показатели, за исключением информационного стресса, превышают критическое значение (для уровня значимости 0,95 r крит.=0,34). Ответы испытуемых, связанных с оценкой информационного стресса, находятся на границе достоверности. В целом, можно признать ретестовую надежность данной методики удовлетворительной.
Синхронная надежность. Для проверки синхронной надежности в случайном порядке были выбраны данные 60 испытуемых из обследованных студентов - первокурсников. Вычисление синхронной надежности по критерию Кронбаха показало высокие результаты согласованности ответов испытуемых (0,89), что позволяет считать уровень синхронной надежности удовлетворяющим предъявляемым требованиям.
Конвергентная валидность - важный показатель, позволяющий утверждать, что методика, действительно, отличается от аналогов, но при этом имеет с ними некую смысловую взаимосвязь [1]. Определялось, существует ли взаимосвязь между основными видами стресса и эмоциональным выгоранием. Сравнивались два опросника: методика «Стресс-ФИЭ», и MBI К.Маслач и С.Джексона, адаптированный Н.Е. Водопьяновой. Взаимосвязь определялась по критерию Пирсона. Выборка: педагоги в возрасте от 28 до 59 женского пола (11 человек), сотрудники городской пожарной части в возрасте от 23 до 45 лет мужского и женского пола (15 человек), сотрудники сельской пожарной части в возрасте от 22 до 58 лет мужского пола (15 человек). Всего в исследование принял участие 41 испытуемый.
В выборке педагогов взаимосвязь между видами стресса и шкалами эмоционального выгорания наблюдается лишь на уровне тенденции (0,90). Не достигают первого уровня значимости корреляции между эмоциональным истощением и физиологическим стрессом, эмоциональным истощением и эмоциональным стрессом, эмоциональным истощением и общим уровнем стресса. В выборке пожарных при сравнении с критическими значениями было обнаружено, что есть сильная взаимосвязь (на уровне 0,99) эмоционального истощения со всеми видами стресса, а также его общим показателем, аналогична по значимости корреляция деперсонализации и всех видов стресса, в том числе и общего показателя. Интересный факт наблюдается в обеих выборках: редукция личных достижений либо относительно независима, либо связана слабой отрицательной корреляцией с показателями видов стресса и его общим уровнем. То есть из этого можно предположить, что редукция личных достижений - концептуально независимое от видов стресса свойство. Таким образом, гипотеза о взаимосвязи методик подтвердилась только на мужской выборке, причем не полностью, так как только два из трех показателей выгорания оказались значимо связаны с различными видами стресса и его общим уровнем.
Данное исследование проводилось для оценки еще двух гипотез. Первая: территориальная расположенность места осуществления экстремальной профессиональной деятельности влияет на уровень стресса и эмоционального выгорания. С этой целью сравнивались данные сельских и городских пожарных. Вторая гипотеза, которая не получила своего подтверждения на группе студентов: существуют гендерные различия в проявлении видов стресса и уровня выгорания. Из нее вытекает третья гипотеза: различия в показателях стресса у мужчин и женщин существенно зависят от вида профессиональной деятельности.
Первая гипотеза исследования не подтвердилась: различий в уровне стресса и выгорания между сельскими и городскими пожарными не обнаружено. Это объясняется тем, что данная профессия связана с риском, ответственностью за жизни людей, попавших в чрезвычайную ситуацию, за сохранность объектов, но самый главный риск - риск для жизни самих пожарных. Исходя из исследования, получается, что нет разницы, где работает пожарный - в большом городе или маленьком поселке, он в одинаковой степени подвержен влиянию стресса, который является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности.
Интересный факт выявился при сравнении уровня стресса женщин (13 человек) и мужчин (случайная выборка 13 человек из 28). По критерию Манна-Уитни было определено, что гендерные различия значимы. Пока сложно сказать, что является решающим фактором, гендер или профессия, так как среди педагогов традиционно преобладают женщины, а среди пожарных - мужчины. Требуются дополнительные исследования представителей разного пола, принадлежащих одной профессии. Однако, можно сделать вывод, что стресс, которому подвергаются представители этих профессий, отличается. У пожарных стресс кратковременный, но мощный по силе, он связан с риском для собственной жизни, столкновением с людским горем. У педагогов стресс хронический, связанный с ответственностью за образование, здоровье детей во время обучения, постоянным контролем за своими эмоциями. Сравнение этих двух специальностей обращает внимание на вопрос о том, что более безопасно для профессионала: стресс относительно небольшой по интенсивности, но длительный, или кратковременный, но связанный с риском для жизни и здоровья. Пока это открытый вопрос, требующий дополнительных исследований.
Исходя из представленных данных, можно рекомендовать методику «Стресс-ФИЭ» для профотбора и мониторинга состояния сотрудников структуры МЧС. У спасателей стресс - это не просто часть жизни, это неотъемлемая составляющая их работы. Для представителей этих профессий возможность оперативно оценить уровень стресса и проследить динамику этого показателя во многом является условием успешности и эффективности трудовой деятельности.
Выводы:
1. Чувствительность методики к гендерным различиям: на юношеской выборке - низкая, что может быть связано с индивидуальными проявлениями стрессовых симптомов, не имеющих гендерной специфичности; на выборке взрослых вопрос остается открытым, так как полученные данные не дают однозначного ответа на вопрос о том, что повлияло на различия между выборками: гендер или род деятельности.
2. Чувствительность к фактору первичной профессионализации: установлена. Это позволяет применять методику «Стресс-ФИЭ» для сравнительных обследований испытуемых, принадлежащих к различным профессиональным группам для выявления стрессогенности того или иного вида профессиональной деятельности.
3. Возможность использования методики для обследования различных поло-возрастных выборок: методика может использоваться, начиная с подросткового возраста, что существенно расширяет спектр ее применимости по сравнению с имеющимися стресс-опросниками.
4. Психометрические показатели методики удовлетворяют большинству имеющихся требований к такого рода опросникам.
5. Воспроизводимость результатов тестирования на различных профессиональных, гедерных и возрастных группах позволяют рассматривать ее в качестве удобного и надежного инструмента в сфере практической психодиагностики уровней и типов стресса самых различных категорий населения.
Список литературы:
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. СПб.: Питер, 2007.
2. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000.
3. Китаев-Смык Л.А. - Психология стресса. Наука, 1983.
4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979.
6. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. М.: Наука, 1988.