Изучение взаимосвязи между особенностями родительских отношений и механизмов психологической защиты подростков - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Изучение взаимосвязи между особенностями родительских отношений и механизмов психологической защиты подростков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Люди по-разному реагируют на свои внутренние трудности: подавляют свои склонности, отрицая их существование, «забывают» о травмирующих их событиях, ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим «слабостям», стараются исказить реальность и занимаются самообманом. И все это искренне - так каждый защищает свою психику от болезненных напряжений, помогают в этом психологические защитные механизмы.

Впервые этот термин появился в 1894 г. в работе З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». Распространено следующее определение: защитные механизмы - система регуляторных механизмов, которые служат для устранения или сведения до минимальных негативных, травмирующих личность переживаний[4]. Эти переживания в основном сопряжены с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги или дискомфорта. Механизмы защиты направлены на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа «Я» и образа мира. Психологические защитные механизмы являются неотъемлемой частью личности. В то же время повышение уровня отрицания реальности, явное доминирование определенного рода защитных реакций способствуют дезадаптации, утрате способности к самоконтролю[1].

Данные положения подтверждают актуальность и значимость изучения обозначенного психологического феномена и поиска причин закрепления определённых механизмов защиты у подростков. В рамках нашей работы проводилось изучение взаимосвязи особенностей родительского отношения и доминирующих защитных механизмов личности подростка.

Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов и психотерапевтов: В.К. Мягер, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, И.М. Марковской и др., и зарубежных исследователей: В. Сатир, Ф. Райса, Н. Аккермана, О. Баха, С. Минухина, А. Адлера, К. Роджерса и др. В настоящее время большинством научных школ и направлений признана первостепенная роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании личности.

Особенности и стиль семейного воспитания являются психологическим пространством интерпсихических схем межличностного взаимодействия, переходящих затем во внутренний план и становящихся интрапсихическими (Л.С. Выготский). Таким образом, особенности взаимоотношений родителя с ребенком могут быть прочно усвоены последним и стать основой формирования его личностных и поведенческих особенностей. Поскольку механизмы защиты формируются в детстве, их индивидуальный набор зависит от тех конкретных обстоятельств жизни, с которыми встречается ребенок, от многих факторов внутрисемейной ситуации, отношений ребенка с родителями, от демонстрируемых ими паттернов защитного реагирования.

Наше исследование было нацелено на поиск ответа, на вопрос: существует ли взаимосвязь между особенностями родительских отношений и доминирующими механизмами защиты подростка?

Объектом исследования является личность подростка, предметом - взаимосвязь между особенностями родительских отношений и доминирующими механизмами защиты подростка.

В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики: личностный опросник Плутчика - Келлермана - Конте; методика PARI (авторы - американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл, адаптация Т.В. Нещерет).

Исследование проводилось на базе МОУ «Весёлолопанская СОШ», с. Весёлая Лопань Белгородского района Белгородской области. Всего было обследовано 60 человек. Из них - 30 родителей, 30 - подростков (12 мальчиков и 18 девочек; средний возраст - 14 лет).

Анализ полученных данных показал следующие факты.

В обследуемой группе подростков доминируют такие защитные психологические механизмы, как проекция (свойственна 80,8% обследованных), рационализация (характерна для 60,7%), компенсация (характерна для 56,3%), гиперкомпенсация (55%), реже испытуемые используют такие механизмы, как регрессия (свойственна для 40,7%), вытеснение (40%), замещение (38,9%).

Напомним, что проекция - механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр. Рационализация - это нахождение приемлемых причин и объяснений для неприемлемых мыслей и действий. Рациональное объяснение как защитный механизм направлено не на разрешение противоречия как основы конфликта, а на снятие напряжения при переживании дискомфорта с помощью квазилогичных объяснений. Компенсация есть прикрытие собственных слабостей за счёт подчеркивания сильных сторон или преодоление фрустрации в одной сфере сверхудовлетворением в других сферах[1].

Из этого можно сделать вывод, что в данной группе подростков преобладают высшие психологические защиты (классификация Каменской В.Г), которые обеспечивают дальнейший рост личности.

Рассмотрим отдельные аспекты относительно хозяйственно-бытовых отношений: организация быта в семье сформирована. Показателями этого аспекта являются результаты следующих шкал: «зависимость от семьи» (53%), «неудовлетворённость ролью хозяйки» (40%), «доминирование матери» (40%). Межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, отношения развиты не достаточно, об этом свидетельствуют показатели шкалы «безучастность мужа» (46,2%). Отношения, обеспечивающие воспитания детей, сформированы, но находятся на пограничном уровне между низкими и средними показателями следующих шкал: «ощущение самопожертвования» (50%), «сверхавторитет родителей»(53%). Несмотря на это, в семьях отмечается относительно низкая конфликтность - показатель шкалы «уклонение от конфликта» у 45% опрошенных находится на низком уровне.

При сравнении средних оценок по шкалам «оптимальный контакт» (51,2%), «эмоциональная дистанция» (40%), «концентрация на ребёнке» (44,9%) выяснилось, что показатели оптимальности эмоционального контакта соответствуют норме - это говорит о том, что в семье достаточно общаются, каждый может высказать свою точку зрения. Отношение к семейной роли со стороны матери оптимальное, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком не определяется. Также отсутствует излишняя концентрация матери на ребенке.

Анализируя результаты по названным шкалам, нами было выявлено, что родители, принявшие участие в исследовании, стремятся к авторитету у детей; стараются доминировать над ними и в то же время опасаются обидеть своего ребенка.

С целью выявления статистически достоверной взаимосвязи между особенностями семейных отношений и доминирующими механизмами защиты у подростков нами был проведён корреляционный анализ данных с помощью метода параметрической статистики - корреляционного анализа по критерию Пирсона в программе Microsoft Office Exel.

В результате чего была установлена взаимосвязь (r=0, 95). Коэффициент корреляции свидетельствует о наличие прямой статистически достоверной взаимосвязи между  доминирующими механизмами защиты подростков и доминирующим отношением  родителей к своим детям. Следовательно, можно сделать вывод о том, что высшие психологические защиты (проекция, компенсация, рационализация) характерны для подростков, у которых оптимальный эмоциональный контакт с родителями в норме, со стороны родителей нет излишней эмоциональности и концентрации на ребенке.

По выражению Л.С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». Личностная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки стремятся во всем быть похожими на своих сверстников и в тоже время пытаются выделиться в группе, чтобы заслужить уважение. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и не редко идет на конфликты с ними[2].

Вследствие этого, неудивительно, что в результате нашего исследования, наиболее часто при решении сложных жизненных задач подросткам присущ такой механизм психологической защиты, как «проекция», так как её роль сводится к тому, чтобы ослабить интенсивность отрицательных эмоций.

Установлена взаимосвязь между особенностями родительского отношения и доминирующими психологическими защитными механизмами подростка. Мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование и развитие вступившего в жизнь человека. Именно в семье ребёнок получает первые жизненные уроки, получает поддержку и помощь, учится любви к себе, к миру и к людям.

Просмотров работы: 27