ВЛИЯНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ В РИСКЕ НА ИХ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВЛИЯНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ В РИСКЕ НА ИХ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная услуга в общности „Защищенные дома", которая является альтернативной формой институционализаци, предлагает профессиональную помощь детям и лицам в риске и осуществляется специалистами в естественной среде.

В течение трех лет услуга апробировалась в Р Болгарии в рамках  применения хороших международных практик в социальной деятельности. Уникальным в этой услуге является то, что пользоваться ей можно не изолировано, а при полноценном участии в социальную жизнь.Такое обслуживание направлено на различные группы лиц в риске - дети с девиантным поведением, лица с физическими и метнальными увреждениями, дети, лишенные родительских забот, дети и взрослые в неравноправном социальном положении, люди с психическими расстройствами, лица, мальтретированные или являющиеся жертвами трафика, нарко-и алкогольно зависимые и т.п.

На социальном уровне „Защищенный дом" является альтернативой неуверености детей, покидающих институцию, в качестве социальной услуги, при которой дети учатся вести независимый образ жизни.

В индивидуальном плане эта модель социальной интеграции, связана с наименьшими психическими травмами и  неблагополучиями, которые ребенок переносит в процессе приспособливания к среде и которые неизбежно дают отпечаток на всю его психическую жизнь.

Защищенные дома как вид социальной услуги предостовляют возможность детям, лишенным родительских забот почувствувать семейную среду, которые необходимо для воспитания, развития и реализации каждого человека. В них предлагаются различные виды обучения и терапии, которые облегчают и способствуют развитию, особенно детям , чья жизнь прошла в институции. Для детей гарантирован доступ к информации в легко понятном формате, который обеспечивает полноправное участие в жизнь общества. Дети в Защищенном доме  получают профессиональное обучение, психологическую поддержку и формирование трудовых навыков. Здесь развиваются умения в бытовой деятельности и самообслуживании, для социальных контактов, возможность нахождения работы и обучения.

Защищенный дом предусматривается как промежуточная форма социальной работы после вывода детей из институции до 24 месеца. Целью такой формы социальной услуги является поддержка в отношении ресоциализации и адаптации детей, лишенных родительских забот, накануне их возврощения в общество и их полноправное участие в него, в т.ч. их социальная интеграция и профессионалная реализация.

В Защищенном доме работает команда специалистов- социальных работников, психолог, трудотерапевт, мениджер и медицинский специалист. Все они осуществляют комплексную работу, основаннюу на системный, контрактый и интерракционный подходы. Пользователи получают високо специализированные социальные услуги, которые удовлетворяют их потребности и  обеспечивают как конкретные цели - обучение, терапия, профессиональное обучение, формирование социальных и бытовых умений и т.п., так и по отношении конечной цели-полноценной интеграции и участия в жизнь общества. В процессе социальной работы выстраиваются взаимоотношения, основанные на уважение, доверие и равнопоставленность между пользователем и социальным работником. Таким образом, достигается прочности и корректности в отношениях, что является предпосылкой включения разнообразных и  нетрадиционных методов, моделей и средств работы.Благодаря интерракционному подходу работы выходится за рамкой „специалист - пользователь", создавая при этом разнообразные партнерства:два пользователя с близкими интересами или проблемами - специалист; специалист- пользователь- специалист и т.д.

Социльно-психологическая работа в защищенном доме основывается на модель „жизнь в маленькой группе" и может быть определена как профессиональная деятельность, направленная на улучшение взаимной адаптации подопечных лиц и среды, в который они живут. Работа направлена на достижение лучшего качества жизни, достойнства и ответствености в людях, учитывая их индивидульные особенности, межличностные отношения и ресурс общности.

Наши наблюдения и профессиональное изучение психического развития детей, живущих в Защищенном доме показывают следующие положительные изменения:

1. На социольно-психическом уровне:

перестройка личностного настроя в направлении социально-целесообразных моделей поведения средствами организованной предусмотренной социально -психологической работы. Этот процесс может быть определенный как „разрыв с прошлым" и понимается как ресоциализация, в рамках которой осуществляется демократический контроль за индивидом, включающий новый образ жизни, новые отношения и образцы поведения;

постепенное преодоление трудностей при общении и взаимодействии с другими при помощи специалиста;

способность проявления настойчивости и ответственности при решении проблем;

способность разграничивать взрослых, которые могут помочь им при решении проблем;

преодоление пост-институциональной неуверености при помощи среды для поддержки и поощрения;

превенция и коррекция поведенческих проблем.

2. На индивидуально-психическом уровне:

формирование адекватных реакций к ровесникам, отражающих причинно-следственную связь между поведением и отношением;

формиравание эффективного контроля за импульсами;

способность генерализировать полученных умений;

конструирование оригинального творческого мышления.

Изучения, которые мы провели с помощью вопросника, созданного специально в целях нашего исследования, были направлены к обследованию мнения пользователей услуги „Защищенный дом" в городе Смоляне. Они отражают влияние на жизнь людей в маленькой группе, на их социальное и личностное развитие. Результаты показывают что все анкетированные дети оценивают услугу, как возможность жить в доме, обучаться и находить работу. Ответы участников показывают, что благодаря жизни в маленькой группе:

83% детей усваивают в разной степени ежедневные умения для жизни, связанные с культурой питания и приготовлением пищи;

такой же процент детей знакомится с сущностью страхования здоровья и способы его формирования;

67% из них овладели умениями управлять своим личным бюджетом;

66% детей оценивают  как важную, информацию о структурах социальных институции и услугах, которых они предлагают, а 33% сообщают, что уже возпользовались ими;

83% детей сообщают, что Защищенный дом помог им создать новые знакомства в нем и вне дома;

50% считают, что через поддержку , которую они получили в Защищенном доме усвоили способы овладения эмоций и преодоления конфликтов;

66% выражают мнение, что в Защищенном доме подготовились по актуальным вопросам, связанным с семьей, как вырастить и заботиться о новорожденном, предохранительные меры от нежеланной беременности и болезни, предаваемые половым путем;

больше половины детей отвечают, что жизнь в  Защищенном доме помогла им выработать умения организации свободного времени и выбора хобби.

      Несмотря на то, что резултаты проведенного исследования не являются представительными для Болгарии, они намечают прочные тенденции в процессе утверждения альтернотивной услуги „Защищенной дом". Самое большое достойнство услуги „Защищенной дом" это то, что в нем создается среда поддержки психического и социального развития детей в риске по пути их ресоциализации в общности.

Литература:

1. Андреев М., "Образование и общество.Педагогическа социология", 1998, София

2. Парсънз, Т., "Социализацията на детето и интернализация на своеобразни ценностни ориентации", 1990

3. Серафимова В., "Процесът на социализация: Стратегии на признаване, 2005, София

4. Стойкова Ж., Деца в риск - девиации в поведението психологически профили , превенция. ДАН, 2005 Стара Загора

5. Указание за организиране работата по предоставяне на социалната услуга в общността Защитено жилище, 2004, София

6. Методика за условията и реда за предоставяне на социалната услуга Защитено жилище, 2004,

7. Годишен доклад за дейността на фондация "международна социална служба - България за 2005г.

8. Наръчник за обучители по програма CLIP
Просмотров работы: 11