ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современное общество требует формирования творческой личности, которая обладает способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. А так как основы личности закладываются еще в дошкольном возрасте, то перед системой дошкольного образования встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Проблема развития воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения. В связи с этим одной из важнейших задач психологической работы является всестороннее изучение личности ребенка, и в частности, ребенка дошкольного возраста как наиболее сенситивного для становления всех психических функций, в том числе и воображения, раскрытие его потенциала и создание благоприятных условий для развития всех его психических функций.

Анализ теоретических представлений психологов и педагогов о воображении детей дошкольного возраста в целом, и их творческом воображении в частности, об особенностях развития воображения дошкольников в разные этапы их жизни (Л.С. Выготский,               О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова, Н.И. Стрелянова,  Е.Е. Кравцова, Н. Захарюта,                  Д.Б. Менджерицкая, Е.Е. Сапогова, В.Н. Дружинин, А. Лосева и др.) показал актуальность вопросов, непосредственно связанных с проблемами формирования и развития творческого воображения у дошкольников. В рамках изучения данной темы нами были рассмотрены особенности творческого воображения у детей-дошкольников, а так же проблема психолого-педагогических условий развития творческого воображения детей.

Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения № 49 г. Саранска. В эксперименте принимали участие 20 детей в возрасте 4-5 лет. С целью определение уровня развития творческого воображения детей дошкольного возраста, использовались методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, разработанных В. Синельниковым и В. Кудрявцевым, а так же методика «Дорисовывание» (Дж. Гилфорд  и  Е. Торренс).

Согласно проведенным исследованиям уровень развития творческого воображения детей 4-5 лет находится на низком и среднем уровнях. Большинству детей свойственны однообразные ответы, неспособность выйти за рамки данной ситуации, трудности в понимании инструкции, высокая отвлекаемость и истощаемость внимания, повышенная утомляемость.

Все это свидетельствует о том, что существует необходимость в проведении психолого-педагогической работы, направленной на развитие творческого воображения детей дошкольного возраста.

Повышение уровня развития творческого воображения у детей 4-5 лет возможно при условии организации специальной психолого-педагогической деятельности в данном направлении. Для организации этой деятельности возможно использование в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционных техник рисования, в частности, таких техник как «печать от руки», «набрызг», «монотипия», «печатка», «кляксография», рисование по сырой и по мятой бумаге, «цветные ниточки», «тампонирование», рисование свечой и пр.  Работа по развитию творческого воображения будет наиболее эффективно при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:

1) проведении целенаправленных систематических занятий с использованием нетрадиционных техник рисования;

2) организации работы с детьми в блоках совместной и самостоятельной деятельности;

3) поэтапной организации деятельности в данном направлении;

4) активном использовании в процессе организации и проведения психокоррекционных занятий с детьми разные формы деятельности (игру, конструктивную деятельность, наблюдение за объектами и др.). Особое внимание следует уделять формированию у детей такой операции как реконструкция на базе «включения», позволяющей вариативно использовать один и тот же элемент для создания различных образов;

5) создании условий для формирования комбинаторных механизмов воображения: проблемных ситуаций, постановки задач, неоднозначность решения которых стимулирует деятельность воображения детей. 

Таким образом, комплексная оценка показателей, характеризующих творческое воображение, а также целенаправленная работа по развитию творческого воображения с использованием нетрадиционных техник рисования позволяет создать научно обоснованную систему формирования творческого воображения у дошкольников.
Просмотров работы: 146